СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБДОУ «Детский сад №3» (протокол от 17.07.2023 № 6) УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МБДОУ «Детский сад №3» от 01.08.2023 № 479 - О ПОЛОЖЕНИЕ об организации отдыха, релаксации, сна обучающихся в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Шалинского городского округа «Детский сад №3» 1. Общие положения 1.1 Положение об организации отдыха, релаксации, сна обучающихся в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Шалинского городского округа «Детский сад №3» (далее – Положение) разработано в соответствии с: - Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 года № 1155 с изменениями; - СанПиН 1.2.3685 – 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания; - СП 2.4.3648 – 20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 1.2 Настоящее Положение определяет условия организации отдыха, релаксации, дневного сна обучающихся Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Шалинского городского округа «Детский сад №3» (далее – МБДОУ). 1.3 Положение представляет собой систему реализации необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся. 2. Цели и задачи 2.1 Положение принято в целях: - организации деятельности сотрудников МБДОУ по организации отдыха, релаксации, дневного сна обучающихся; - обеспечения оптимизации воспитательно – образовательного процесса, гарантирующего оптимальные условия для организации отдыха, релаксации, дневного сна обучающихся. 2.2 Задачи: - снизить уровень тревожности и внутреннего мышечного напряжения; - способствовать приведению нервной системы и психики дошкольников в состояние покоя; - облегчить психоэмоциональную нагрузку; - формировать положительные эмоции и чувства; - ускорить процесс засыпания за счет создания безопасной и комфортной среды. 3. Правила организации дневного сна обучающихся 3.1 Дневной сон в МБДОУ организуется однократно, продолжительность составляет: - для детей 1 – 3 лет - не менее 3,0 часов; - для детей 4 – 7 лет - не менее 2,5 часов; - для детей старше 7 лет – не менее 1,5 часов. 3.2 Дневной сон организуется в послеобеденное время в отдельных спальных комнатах, оборудованных кроватями с твердым ложе. Допускается оборудование раскладными кроватями с жестким ложем или трансформируемыми кроватями, не превышающими трех уровней. Каждое спальное место обеспечено комплектом постельных принадлежностей (матрац с наматрасником, подушка, одеяло). 3.3 Кровати в спальных комнатах расставляются с соблюдением минимальных разрывов (расстояний): - от наружных стен – не менее 60 см; - от отопительных приборов – не менее 20 см; - ширина проходов между кроватями – не менее 50 см; - между изголовьями двух кроватей – не менее 30 см. 3.5 Допустимая температура воздуха в спальных комнатах 19 – 21 °C, влажность – 40 – 60%. 3.6 Спальные комнаты ежедневно неоднократно проветриваются. Сквозное проветривание проводится не менее 10 минут и до укладывания детей спать. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра. При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более 2 – 4 °С. Проветривание проводится в отсутствие детей. Проветривание через туалетные комнаты не допускается. В теплое время года сон организуют при открытых окнах (избегая сквозняка). 3.7 Зашторивание окон в спальных комнатах проводится только во время дневного сна, в остальное время шторы должны быть раздвинуты в целях обеспечения естественного освещения помещения. 3.8 Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр, закаливающих процедур. 3.9 Обучающиеся раздеваются в определенном порядке, складывают (вешают) одежду на свои стулья: - снимают обувь; - носки кладут или вешают на стул под сиденьем; - шорты помещают на сиденье стула; - юбку, футболку, платье, рубашку вешают на спинку стула; - колготки (гольфы) складывают вдвое пополам и помещают на сиденье стула. Дети обуваются, осуществляют гигиенические процедуры. 3.10 Во время сна обучающихся в спальне обязательно присутствие воспитателя (помощника воспитателя). 4. Методы и приемы организации отдыха, релаксации, сна 4.1 Для реализации поставленных задач, воспитатель: - определяет перечень (картотеку) спокойных игр перед подготовкой ко сну; - подбирает соответствующее музыкальное оформление (не более 10 – 15 минут), сопровождая его снижением темпа речи, тембра и тональности голоса; - проводит комплекс дыхательных упражнений; - периодически (для детей старшего дошкольного возраста) организует беседы о важности дневного сна; - подбирает детские художественные произведения на данную тематику. Данные приемы, в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в группе, могут быть использованы в комплексе. 4.2 Выделяется 3 ступени организации дневного сна: 4.2.1 Первый этап - подготовка ко сну включает в себя спокойные игры. 4.2.2 Второй этап – релаксация сопровождается определенными ритуалами в расслабленной обстановке (например: тихая музыка (шум леса, журчание ручья), чтение в слух, поглаживание детей, расслабляющие упражнения). 4.2.3 Третий этап – переход ко сну. В течение всего периода воспитатель (помощник воспитателя) находится в спальной комнате и контролирует правильность позы ребенка. 4.3 Постепенный подъем осуществляется после истечения времени сна. Для детей, которые проснулись раньше времени, в групповой комнате созданы условия для игры, индивидуального отдыха (центр уединения и спокойного рассматривания детских книг). После сна проводится бодрящая гимнастика. Завершают переход детей от сна к активной деятельности гигиенические процедуры. 4.4 Дети старшего дошкольного возраста самостоятельно застилают постель. 5. Заключительные положения Контроль за организацией отдыха, релаксации, сна обучающихся воспитателями групп в МБДОУ возлагается на старших воспитателей, заведующих.