Оглавление Паспорт программы ...................................................................................... 3 Пояснительная записка ................................................................................. 5 Учебный план 1 года обучения.................................................................. 10 Содержание учебного плана 1 года обучения.......................................... 13 Учебный план 2 года обучения.................................................................. 18 Содержание учебного плана 2 года обучения.......................................... 20 Организационно-педагогические условия ............................................... 25 1)Календарный учебный график ...................................................................... 25 2)Условия реализации программы ................................................................... 25 3) Формы аттестации и оценочный материал ................................................. 29 Паспорт программы Полное наименование программы: «Фантазия» Исполнитель, юридический адрес: Филиал №11-«Детский сад п.г.т. Шаля», п.г.т. Шаля, ул. Некрасова, 1Б ФИО автора: Падерина Елена Александровна Должность автора: заведующий Филиалом Целевые группы: обучающиеся в возрасте от 4 – 6 лет Число обучающихся в группе: 15 – 25 обучающихся Цель программы: создание оптимальных условий для успешного обучения детей дошкольного возраста основам изобразительной грамоты и активное творческое развитие с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка через различные виды изобразительной деятельности. Направленность: художественная. Срок реализации программы: 2 года. Объем программы: 72 учебных часа. 1 год обучения – 36 учебных часов 2 год обучения – 36 учебных часов Форма реализации: очная, без использования дистанционных технологий Тип программы и уровень освоения: одноуровневая программа, базовый уровень освоения. Краткое содержание программы: данная программа знакомит детей с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности. По окончании освоения программы первого года обучения обучающийся сможет свободно пользоваться инструментами и материалами необходимыми для работы с пластилином; овладеет техническими приемами и способами лепки; самостоятельно сможет изготавливать картины из пластилина; у ребёнка будут сформированы навыки усидчивости, трудолюбия, навыки совместной работы. По окончании освоения программы второго года обучения обучающийся сможет определять свойства и возможности бумаги как материала для художественного творчества; использовать знания в области композиции, формообразования, цветоведения; владеть основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание; работать с нужными инструментами и приспособлениями; владеть основными видами работ из бумаги (вырезки, плетения, оригами, аппликация, объемное конструирование). По окончании освоения программы третьего года обучения обучающийся сможет использовать в одной работе разные изобразительные материалы; рисовать различными материалами; использовать в работе разные дополнительные материалы (песок, камни и листья, нитки, кружево, бусы); составлять сюжет. Пояснительная записка Программа имеет художественную направленность - Она дает ориентировку на формирование эстетического вкуса; художественных способностей различными видами искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства; формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира. Современное общество глубоко заинтересовано в художественноэстетическом воспитании подрастающего поколения, которое является неотъемлемой частью в формировании всесторонне развитой и гармоничной личности. Начавшись в раннем дошкольном возрасте, оно в дальнейшем содействует человеку в развитии его способностей: замечать прекрасное в окружающих предметах и явлениях, постигать посредством собственной изобразительной деятельности их сущность, выражать свои чувства от общения с искусством, а иногда и самому создавать художественные произведения. В связи с этим значение изобразительного искусства понимается в настоящее время как важнейший аспект эстетического воспитания детей. Нормативно-правовую основу для разработки программы художественной направленности составляют: - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"; - Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30 марта 2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории «Свердловской области на период до 2035 года»; - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р); - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р); - Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.364820 «Санитарно – эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28); - методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерство образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242); - Методические рекомендации по проектированию и разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, реализуемых образовательными организациями в Шалинском городском округе; - Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Шалинского городского округа «Детский сад №3»; - Положение о платных дополнительных услугах в МБДОУ «Детский сад №3» (приказ МБДОУ «Детский сад №3 от 24.07.2023г. № 461-О); - Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 3». - авторская программа «Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2 - 7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А.; Цель реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы определяет создание оптимальных условий для успешного обучения детей дошкольного возраста основам изобразительной грамоты и активное творческое развитие с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка через различные виды изобразительной деятельности. Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач: Образовательные: 1. Знакомить детей с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности 2. Создавать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами. 3. Знакомить детей с универсальным «языком» искусства средствами художественно-образной выразительности. Развивающие: 1. Развивать у детей чувственно-эмоциональные проявления: внимание, память, фантазию, воображение. 2. Улучшать мелкую моторику, пластичность, гибкость рук и точность глазомера 3. Развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации) Воспитательные: 1. Формировать у детей устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством 2. Воспитывать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие 3. Способствовать формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, стремлению к самостоятельности, опрятности, аккуратности, бережному отношение к вещам, навыкам культуры поведения. Освоение программного материала предполагает базовый уровень освоения. Специфика данного уровня представляет собой более глубокое изучение теоретического материала, усложнение предполагаемых заданий, расширение спектра умений и навыков, освоение новых изобразительных техник, создание условий для дальнейшего творческого самоопределения. Программа реализуется в рамках занятий по дополнительному образованию с детьми с 4 до 6 лет, желающими заниматься и имеющими индивидуальные возможности усвоить больше, чем предложено базовыми программными задачами. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарным правилам СП 2.4.3648 – 20. Занятия по данной программе проводятся один раз в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятий по дополнительному образованию: - для детей 5-го года жизни - не более 20 минут, - для детей 6-го года жизни - не более 25 минут. Количество детей, посещающих занятия по дополнительному образованию – от 15 до 25 человек. Количество занятий в год в каждой возрастной группе – 36. Предполагаемый срок реализации дополнительной общеразвивающей программы «Фантазия» – 2 года. 1 год - реализуется модуль «Пластилиновое чудо», дети 4 – 5 лет осваивают технику «пластилинография». 2 год - реализуется модуль «Волшебная бумага», дети 5 – 6 лет осваивают технику «бумажная пластика». Образовательная деятельность по дополнительной общеразвивающей программе реализуется в очной форме, на родном языке из числа народов Российской Федерации русском языке. Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на формирование и развитие творческих способностей обучающихся, строится в дошкольной образовательной организации в трех направлениях: - специально организованное обучение; - совместная деятельность педагогов и детей; - самостоятельная деятельность детей. Программа предусматривает индивидуальные и групповые формы занятий, а также самостоятельное изучение материала. Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Созданию творческой атмосферы на занятиях способствует итоговый просмотр и обсуждение выполненных работ. Условия реализации программы не предусматривают специального отбора и формирования групп обучения. Работа ведется с детьми желающими рисовать и имеющими индивидуальные возможности усвоить больше, чем программные задачи. Возможности детей выявлены в ходе индивидуальной изобразительной деятельности, наблюдения и диагностики. Планируемые результаты освоения теоретической и практической части программы. К концу первого года обучения: -овладеют теоретическими знаниями и навыками по курсу обучения; -научатся свободно пользоваться инструментами и материалами необходимыми для работы с пластилином; -овладеют различными техническими приемами и способами лепки; -научатся самостоятельно изготавливать из пластилина картины; выработают усидчивость, терпение, трудолюбие, научатся ценить ручной труд; -получат навыки совместной работы. К концу второго года обучения: -познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества; -познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения; -овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание; -научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие); -научатся работать нужными инструментами и приспособлениями; -познакомятся с основными видами работ из бумаги (вырезки, плетения, оригами, аппликация, объемное конструирование); -научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях. Учебный план 1 года обучения № Название раздела, Количество часов Формы п/п темы Всего Теория Практика аттестации/контроля часов 1 «Листья танцуют и 1 0.5 0.5 Практическая превращаются в работа деревья» 2 «Подарки осени» 1 0.5 0.5 Практическая работа 3 «Яблоки поспели» 1 0.5 0.5 Практическая работа 4 «Чудо-плоды» 1 0.5 0.5 Практическая работа 5 «Ежик» 1 0.5 0.5 Практическая работа 6 «Осенние деревья» 1 0.5 0.5 Практическая работа 7 «Кто под дождиком 1 0.5 0.5 Практическая промок?» работа 8 «Консервированные 1 0.5 0.5 Практическая фрукты» работа 9 «Замок доброго 1 0.5 0.5 Практическая волшебника» работа 10 «Натюрморт из 1 0.5 0.5 Практическая чайной посуды» работа 11 «Золотая рыбка» 1 0.5 0.5 Практическая работа 12 «Пугало огородное» 1 0.5 0.5 Практическая работа 13 «Снеговик» 1 0.5 0.5 Практическая работа 14 «Снегурочка» 1 0.5 0.5 Практическая работа 15 «Зимние 1 0.5 0.5 Практическая превращения работа Пугала» 16 «Мы поедем, мы 1 0.5 0.5 Практическая помчимся…» работа 17 «Чебурашка» 1 0.5 0.5 18 1 0.5 0.5 19 «Удивительная дымка» «Теремок» 1 0.5 0.5 20 «Кактус в горшке» 1 0.5 0.5 21 «Чудо – хохлома» 1 0.5 0.5 22 «Зимние забавы» 1 0.5 0.5 23 «Кружка для папы» 1 0.5 0.5 24 1 0.5 0.5 25 «У лукоморья дуб зелёный» «Букет для мамы» 1 0.5 0.5 26 «Матрешка» 1 0.5 0.5 27 1 0.5 0.5 1 0.5 0.5 29 «Червячок в яблочке» «Рыбки в аквариуме» «Веселый клоун» 1 0.5 0.5 30 «Чудо-писанки» 1 0.5 0.5 31 «Городец – удалец» 1 0.5 0.5 32 «Бабочка» 1 0.5 0.5 33 Раскраска «Салют» 1 0.5 0.5 34 «Божьи коровки на ромашке» «Полевые цветы» 1 0.5 0.5 1 0.5 0.5 28 35 Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа 36 Оценка качества освоения программы Итого 1 1 0 36 18.5 17.5 Мониторинг Содержание учебного плана 1 года обучения 1. «Листья танцуют и превращаются в деревья» Теория. Технология выполнения. Практика. Знакомство с техникой рельефной лепки; 2. «Подарки осени» Теория. Технология выполнения. Практика. Закреплять умения детей в работе с пластилином на плоскости. Учить детей приему «вливания одного цвета в другой». 3. «Яблоки поспели» Теория. Технология выполнения. Практика. Познакомить с новым способом изображения – пластилинографией, подводить детей к созданию выразительного образа посредствам объема и цвета. 4. «Чудо-плоды» Теория. Технология выполнения. Практика. Создавать лепную картину с выпуклым изображением, когда изображаемые объекты выступают над поверхностью основы. 5. «Ежик» Теория. Технология выполнения. Практика. Закрепить навыки работы с пластилином: создание полуобъемного контура и дальнейшее его заполнение исходным материалом для целостного восприятия объекта. 6. «Осенние деревья» Теория. Технология выполнения. Практика. Обучать детей приемам работы в технике «пластилинография»: лепить отдельные детали – придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей. 7. «Кто под дождиком промок?» Теория. Технология выполнения. Практика. Лепка из цилиндров однородных фигурок, различающихся по величине; составление сюжетной композиции. 8. «Консервированные фрукты» Теория. Технология выполнения. Практика. Учить достижению выразительности через более точную передачу формы, цвета, величины предметов и изображения мелких деталей у фруктов: черенков, семян, чашелистиков. 9. «Замок доброго волшебника» Теория. Технология выполнения. Практика. Продолжать развивать умение детей выполнять лепную картину на плоскости. Учить украшать сказочное здание башенками, зарешеченными окошками с полукруглыми сводами, оформлять сказочный пейзаж декоративными элементами. 10. «Натюрморт из чайной посуды» Теория. Технология выполнения. Практика. Закреплять представления детей о натюрморте. Закреплять умение соединять части изделия, заглаживая места скрепления. 11. «Золотая рыбка» Теория. Технология выполнения. Практика. Продолжать закреплять навыки работы с пластилином на плоскости, создавая изображения в полуобъёме. 12. «Пугало огородное» Теория. Технология выполнения. Практика. Освоение нового способа лепки – на каркасе из трубочек или палочек. Установление аналогии с конструированием. Развитие образного мышления и творческого воображения. 13. «Снеговик» Теория. Технология выполнения. Практика. Осваивать способ создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости. Закреплять навыки раскатывания, сплющивания. 14. «Снегурочка» Теория. Технология выполнения. Практика. Закреплять умение использовать нетрадиционную технику изображения – пластилинографию. 15. «Зимние превращения Пугала» Теория. Технология выполнения. Практика. Экспериментирование с формой поделок: трансформация образа в соответствии с драматургией литературного сюжета (превращение пугала в снеговика). Развитие образного мышления и творческого воображения. 16. «Мы поедем, мы помчимся…» Теория. Технология выполнения. Практика. Создание сюжетных композиций из отдельных лепных фигурок с привлечением дополнительных материалов. 17. «Чебурашка» Теория. Технология выполнения. Практика. Учить создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания деталей к основе, примазывания, приглаживания границ соединения отдельных частей. 18. «Удивительная дымка» Теория. Технология выполнения. Практика. Продолжать знакомить детей с творчеством дымковских мастеров, с художественными традициями в изготовлении игрушек. Расписывать готовый силуэт пластилином, сочетая оформление однородных по цвету частей с узором в стиле дымковской росписи. 19. «Теремок» Теория. Технология выполнения. Практика. Закрепить способы работы в технике «пластилинография»: раскатывание, сплющивание, выполнение декоративных элементов. 20. «Кактус в горшке» Теория. Технология выполнения. Практика. Продолжать знакомить детей со свойствами пластилина: мягкий, податливый, способен принимать заданную форму. 21. «Чудо – хохлома» Теория. Технология выполнения. Практика. Учить оформлять объемную плоскость элементами узора хохломской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография». 22. «Зимние забавы» Теория. Технология выполнения. Практика. Составление коллективной сюжетной композиции из фигурок, вылепленных на основе цилиндра надрезанием стекой. 23. «Кружка для папы» Теория. Технология выполнения. Практика. Изготовление подарков папам своими руками: лепка кружки с вензелем или орнаментом. 24. «У лукоморья дуб зелёный» Теория. Технология выполнения. Практика. Создание коллективной пластической композиции по мотивам литературного произведения; планирование и распределение работы между участниками творческого проекта. 25. «Букет для мамы» Теория. Технология выполнения. Практика. Закреплять умение детей выполнять лепную картину, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы. 26. «Матрешка» Теория. Технология выполнения. Практика. Учить отражать характерные особенности оформления матрешки в нетрадиционной технике – пластилинографии. 27. «Червячок в яблочке» Теория. Технология выполнения. Практика. Закреплять умения работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании, сплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых объектах. 28. «Рыбки в аквариуме» Теория. Технология выполнения. Практика. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различный по содержанию и структуре бросовый материал. 29. «Веселый клоун» Теория. Технология выполнения. Практика. Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – портретом. Учить выполнять изображения клоуна в нетрадиционной технике исполнения – пластилинографии. 30. «Чудо-писанки» Теория. Технология выполнения. Практика. Ознакомление детей с искусством миниатюры на яйце. Освоение техники декоративного рисования пластилином на объемной форме. 31. «Городец – удалец» Теория. Технология выполнения. Практика. Учить изображать элементы росписи при помощи пластилина. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на заданном силуэте. 32. «Бабочка» Теория. Технология выполнения. Практика. Учить детей наносить мазки пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе соединения. 33. Раскраска «Салют» Теория. Технология выполнения. Практика. Продолжать закреплять умение наносить мазки пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе соединения. 34. «Божьи коровки на ромашке» Теория. Технология выполнения. Практика. Закрепить использование в творческой деятельности детей технического приема – пластилинографии, формировать обобщенные способы работы посредством пластилина. 35. «Полевые цветы» Теория. Технология выполнения. Практика. Учить детей отражать впечатления и наблюдения в художественно-творческой деятельности, используя нетрадиционную технику изображения – рисование пластилином. Побуждать детей передавать разнообразие природных форм полевых цветов. 36. Оценка качества освоения программы Теория. Определить достижение обучающимися планируемых результатов дополнительной образовательной программы. Учебный план 2 года обучения № Название раздела, Количество часов п/п темы Всего Теория Практика 1 «Знакомство с 1 1 0 историей искусства оригами» 2 «Знакомство со 1 1 0 свойствами бумаги» 3 «Волшебные 1 0.5 0.5 превращения бумажного квадрата 4 «Волшебные 1 0.5 0.5 превращения бумажного квадрата» (продолжение) 5 «В некотором 1 0.5 0.5 царстве в бумажном государстве» 6 «Как Гном чинил 1 0.5 0.5 свой дом» 7 «Мишка» 1 0.5 0.5 8 «Ветка рябины» 1 0.5 0.5 9 «Превращения 1 0.5 0.5 стрелы» 10 «Воздушный змей» 1 0.5 0.5 11 «Лист клена» 1 0.5 0.5 12 13 14 15 16 17 18 Формы аттестации/контроля Беседа Беседа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа «Стакан» «Голубая кошка» «Новогоднее панно» «Птицы нашего края» «Дед Мороз» 1 1 1 1 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа 1 0.5 0.5 Практическая работа «Как заяц, лиса и волк встречали новый год» «Праздник ветерка» 1 0.5 0.5 Практическая работа 1 0.5 0.5 Практическая работа 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 «Елочка» «Заюшкина избушка» «Праздник ветерка» (продолжение) «Подарок папе» «Гном» «Про Цыпленка, который не умел дружить» «Подарочная открытка к 8 марта» «Подарочная открытка к 8 марта» (продолжение) «Показ сказки «Теремок» «Прыгающие лягушки» «Грач» «Бабочка и гусеница» «Забавные зверушки» «Панно «Хризантемы» «Коробочка» «Поздравительная открытка к 9 Мая» «Ожившая сказка» Оценка качества освоения программы Итого 1 1 1 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 Практическая работа Практическая работа Практическая работа 1 1 1 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 Практическая работа Практическая работа Практическая работа 1 0.5 0.5 Практическая работа 1 0.5 0.5 Практическая работа 1 0.5 0.5 Практическая работа 1 0.5 0.5 Практическая работа 1 1 1 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 Практическая работа Практическая работа Практическая работа 1 0.5 0.5 Практическая работа 1 1 0.5 0.5 0.5 0.5 Практическая работа Практическая работа 1 1 0.5 1 0.5 0 Практическая работа Мониторинг 36 19.5 16.5 Содержание учебного плана 2 года обучения 1. «Знакомство с историей искусства оригами» Теория. Технология выполнения. Практика. Познакомить с историей искусства оригами; заинтересовать детей изготовлением фигурок в стиле оригами; развивать воображение, воспитывать усидчивость. 2. «Знакомство со свойствами бумаги» Теория. Технология выполнения. Практика. Познакомить детей со свойствами бумаги, разнообразием её видов; научить правильно, отбирать бумагу для изготовления фигурок в стиле оригами. 3. «Волшебные превращения бумажного квадрата Теория. Технология выполнения. Практика. Заинтересовать детей изготовлением поделок в стиле оригами, продемонстрировать их; воспитывать усидчивость, аккуратность; развивать творческие способности, воображение. 4. «Волшебные превращения бумажного квадрата» (продолжение) Теория. Технология выполнения. Практика. Закрепить умение следовать инструкциям воспитателя; познакомить с волшебным превращением бумажного квадрата; развивать фантазию и конструктивное воображение; упражнять в речевом дыхании. 5. «В некотором царстве в бумажном государстве» Теория. Технология выполнения. Практика. Заинтересовать детей изготовлением поделок в стиле оригами, продемонстрировать их; начать знакомить с искусством оригами. 6. «Как Гном чинил свой дом» Теория. Технология выполнения. Практика. Напомнить первые шаги техники оригами – складывание квадрата по диагонали; развивать творчество, сообразительность, формировать интерес к работе; помогать каждому ребёнку добиваться желаемого результата. 7. «Мишка» Теория. Технология выполнения. Практика. Расширить представления детей об образе жизни медведей, способах их самозащиты от врагов; закрепить умение мастерить поделки в стиле оригами с использованием пооперационных карт; развивать глазомер. 8. «Ветка рябины» Теория. Технология выполнения. Практика. Учить детей самостоятельно «читать» пооперационную карту; закрепить умение изготавливать поделки из базовой формы «стрела», воспитывать умение работать в коллективе. 9. «Превращения стрелы» Теория. Технология выполнения. Практика. Продолжать учить мастерить поделки, используя пооперационные карты; познакомить «стрела», научить трансформировать её в другие поделки. 10. «Воздушный змей» Теория. Технология выполнения. Практика. Познакомить с пооперационной картой на основе новой базовой формы «воздушный змей». 11. «Лист клена» Теория. Технология выполнения. Практика. Продолжать работу с квадратом, закреплять прием складывания формы «воздушный змей»; учить соединять детали вместе. 12. «Стакан» Теория. Технология выполнения. Практика. Учить изготавливать модели из бумаги с применением приемов оригами и действовать сними. 13. «Голубая кошка» Теория. Технология выполнения. Практика. Продолжать работу с квадратом, закреплять приемы складывания; учить работать по линиям. 14. «Новогоднее панно» Теория. Технология выполнения. Практика. Учить детей создавать композицию из фигурок, выполненных в стиле оригами; закрепить навыки работы с пооперационной картой и схемой. 15. «Птицы нашего края» Теория. Технология выполнения. Практика. Учить распознавать птиц – воробья, ворону, синицу, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи; расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их подвидах, питании. 16. «Дед Мороз» Теория. Технология выполнения. Практика. Закрепить умение детей делать фигурки в стиле оригами, используя схему; совершенствовать навыки работы ножницами. 17. «Как заяц, лиса и волк встречали новый год» Теория. Технология выполнения. Практика. Вспомнить технику работы по пооперационным картам; совершенствовать объяснительную речь и коммуникативные способности. 18. «Праздник ветерка» Теория. Технология выполнения. Практика. Закрепить умение разрезать квадратный лист бумаги по диагонали; при обсуждении вариантов изготовления вертушек поддерживать любую инициативу детей, помогать им реализовывать задуманное. 19. «Елочка» Теория. Технология выполнения. Практика. Продолжать учить детей делать фигуры в стиле оригами, используя пооперационную карту; познакомить с новой базовой формой «водяная бомбочка» 20. «Заюшкина избушка» Теория. Технология выполнения. Практика. Повышать интерес к занятиям оригами через игру; учить делать новую игрушку, складывая квадрат в разных направлениях. 21. «Праздник ветерка» (продолжение) Теория. Технология выполнения. Практика. Закрепить умение разрезать квадратный лист бумаги по диагонали; при обсуждении вариантов изготовления вертушек поддерживать любую инициативу детей, помогать им реализовывать задуманное. 22. «Подарок папе» Теория. Технология выполнения. Практика. Совершенствовать навыки работы с бумагой, ножницами; закреплять умение мастерить поделки в стиле оригами с использованием пооперационных карт. 23. «Гном» Теория. Технология выполнения. Практика. Продолжать учить изготовлению поделок в стиле оригами, используя схемы; учить четко выполнять инструкции педагога. 24. «Про Цыпленка, который не умел дружить» Теория. Технология выполнения. Практика. Повышать интерес детей к работе с бумагой через игру; развивать воображение. 25. «Подарочная открытка к 8 марта» Теория. Технология выполнения. Практика. Познакомить детей с разными вариантами художественного оформления открыток с использованием готовых фигурок, выполненных в стиле оригами. 26. «Подарочная открытка к 8 марта» (продолжение) Теория. Технология выполнения. Практика. Познакомить детей с разными вариантами художественного оформления открыток с использованием готовых фигурок, выполненных в стиле оригами. 27. «Показ сказки «Теремок» Теория. Технология выполнения. Практика. Повышать интерес детей к работе с бумагой через игру; заинтересовать изготовлением простейших головных уборов для театрализованной игры. 28. «Прыгающие лягушки» Теория. Технология выполнения. Практика. Повышать интерес к работе с бумагой через игру; продолжать учить мастерить игрушки в стиле оригами, используя пооперационную карту. 29. «Грач» Теория. Технология выполнения. Практика. Продолжать учить мастерить поделки из бумаги, используя пооперационную карту; освоить новую базовую формы «рыба». 30. «Бабочка и гусеница» Теория. Технология выполнения. Практика. Расширять словарный запас детей; развивать объяснительную речь; воспитывать умение работать в коллективе. 31. «Забавные зверушки» Теория. Технология выполнения. Практика. Продолжать учить изготавливать фигурки в стиле оригами, используя пооперационные карты; познакомить с одним из способов соединения деталей – склеиванием. 32. «Панно «Хризантемы» Теория. Технология выполнения. Практика. Познакомить детей с новым способом изготовления цветов в стиле оригами; закрепить умение следовать инструкции воспитателя. 33. «Коробочка» Теория. Технология выполнения. Практика. Познакомить с новым способом складывания бумаги; закрепить умение следовать инструкции воспитателя. 34. «Поздравительная открытка к 9 Мая» Теория. Технология выполнения. Практика. Учить детей самостоятельно «читать» пооперационную карту; расширять словарный запас, развивать объяснительную речь. 35. «Ожившая сказка» Теория. Технология выполнения. Практика. Повышать интерес детей к искусству оригами через игровые приемы; закрепить умение мастерить поделки в стиле оригами с помощью пооперационных карт. 36. Оценка качества освоения программы Теория. Определить достижение обучающимися планируемых результатов дополнительной общеразвивающей программы. Организационно-педагогические условия 1)Календарный учебный график Год Дата обучени начала я обучени я 1 год 1.09 Дата окончани я обучения 31.05 Количеств Количеств Количеств Режим о учебных о учебных о учебных заняти недель дней часов й 36 36 36 2 год 31.05 36 36 36 1.09 1 заняти ев недел ю 1 заняти ев недел ю Недель в I полугодии:17 Недель во II полугодии: 19 Каникулы: 1 июня – 31 августа Выходные дни: 31 декабря – 8 января 2)Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Наименование Кабинет «Изостудия» Стол педагога Стул педагога Стол обучающегося Стул обучающегося Шкаф методический Шкаф дидактический Полка методическая Тумбочка Количество 1 2 2 10 20 1 1 1 1 Технические и электронные средства обучения и контроля знаний обучающихся № п/п 1 2 3 4 5 6 Наименование Интерактивная доска Компьютер Принтер Мультимедиапроектор Интерактивная песочница Ноутбук Количество 1 1 1 1 1 1 Учебно-практическое оборудование и инструменты № п/п Наименование 1 Мольберт напольный 2 Тематические плакаты для обогащения восприятия детей, уточнения их представлений об окружающем мире («Осень», «Зима», «Весна», «Лето»; «Фрукты», «Овощи»; «Деревья», «Еловый лес»); 3 Дидактические плакаты для развития чувства формы, цвета, композиции и т.д. («Азбука цвета», «Теплые и холодные цвета палитры», «Цвет, форма»); 4 Технологические карты по аппликации, лепке, конструированию из природного материала для создания детьми технологически сложных образов (по методу «шаг за шагом») и обучения планированию работы («Цветы», «Насекомые», «Зоопарк», «Космос»); 5 Серия альбомов для детского художественного творчества «Росиночка» («Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Хохломская роспись», «Уралосибирская роспись», «Гжель»). Учебно-практические материалы Количество 1 36 7 12 8 № п/п Наименование 1 листы белой и тонированной бумаги в формате А4, A3; 2 альбомы для детского художественного творчества; 3 рулоны обоев на бумажной основе; 4 белый и цветной картон; 5 наборы цветной и бархатной бумаги; 6 фольга разного цвета на бумажной основе и двусторонняя; 7 рулоны фольги; 8 иллюстрации из старых журналов, цветных газет, буклеты (фактурная по окраске бумага); старые календари. 9 салфетки бумажные (белые и цветные); 10 картонные коробки (для техники, обуви, кондитерских изделий и т.д.); 11 спичечные коробки для создания композиций-миниатюр. 12 глина; 13 пластилин; 14 песок речной и декоративный; 15 кисти разных размеров (круглые, плоские и флейцы); 16 краски гуашевые; 17 краски акварельные; 18 цветные и простые карандаши; 19 фломастеры; 20 гелевые ручки и краски; 21 ножницы для детского творчества (с безопасными кончиками лезвий); 22 клей, клеящие карандаши, клейстер; 23 клеевые кисточки; 24 стеки, зубочистки; 25 ватные палочки; 26 губки и мочалки разных размеров; 27 ткань грубого плетения, тряпочки; 28 штампики, колпачки фломастеров; Количество 5 упаковок по 500 штук 25 5 50 25 25 3 60 50 10 25 1 50 25 25 50 25 50 25 25 25 25 200 25 1 упаковка 100 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 скрепки и прищепки декоративные; скотч, лейкопластырь. трубочки для коктейля, зубочистки деревянные и пластиковые; пуговицы, бусины, бисер, тесьма, ленточки, кружева, лоскутки ткани; осенние листья и лепестки цветов; соломка (круглая и в виде лент); семена подсолнечника, арбуза, тыквы, гороха, фасоли и других плодов; шишки (еловые, сосновые, пихтовые); перья и пух (птичий, тополиный); злаки, травы, хвоя, сухостой. 1 упаковка 3 50 1 упаковка 1 упаковка 1 упаковка 1 упаковка 1 упаковка 1 упаковка 1 упаковка Кадровые условия Реализация занятий по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Фантазия» осуществляется педагогами групп общеразвивающей направленности среднего, старшего и подготовительного возрастов. Учебно-методическое обеспечение Наименование Литература 1 года обучения 1. Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006. – 80 с. 2. Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография - 2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2015. – 49 с. 3. Евдокимова М.М. Домашний зоопарк своими руками : рабочая тетрадь для занятий с детьми старшего дошкольного возраста / М.М. Евдокимова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 32с. :ил. – (Дошкольник. Изобразительная деятельность). 4. Кард В. Игрушки из пластилина. Веселый зоопарк / В. Кард, С. Петров. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007. – 32 с.: ил. – (Подарок своими руками). 5. Карлсон М. Создай свой пластимир! / М. Карлсон. – Ростов-н/Д: Феникс, 2009. – 80с.: ил. – (Мир ребенка). 6. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗДИДАКТИКА», 2007. – 144 с., 24 л. вкл., переиздание дораб. и доп. 7. Румянцева Е.А. Необычная лепка : рабочая тетрадь для занятий с детьми старшего дошкольного возраста / Е.А. Румянцева. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 32с. :ил. – (Дошкольник. Изобразительная деятельность) Литература 2 года обучения 1. Василенко М.Ю. Оригами и рисование для дошкольников: Дополнительные программы. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 128 с. 2. Куцакова Л. Оригами 1 – 2. – М.: «ВЛАДОС», 1994. – 47 с. 3. Рябкова И.А., Дюрлюкова О.А. Художественно-творческая деятельность. Оригами : тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5 – 7 лет / авт.сост. И.А. Рябкова, О.А. Дюрлюкова. – Волгоград : Учитель, 2011. – 95 с. Прочая литература 1. Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные шнурочки: Пособие для занятий с детьми / Авт.-сост. В 67 А.В. Белошистая, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2006. – 32 с.: ил. (Мастерилка) 2. Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные коврики: Пособие для занятий с детьми / Авт.-сост. В 67 А.В. Белошистая, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2006. – 32 с.: ил. (Мастерилка) 3. Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные лоскутки: Пособие для занятий с детьми / Авт.-сост. В 67 А.В. Белошистая, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2006. – 32 с.: ил. (Мастерилка) 4. Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие. – СПб,: «Детство-Пресс», 2000. – 40 с.: ил. 5. Коротеева Е.И. Графика. Первые шаги. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006. – 32с.: ил. – (Школа творчества). 6. Малышева А.Н. Работа с тканью. Старшая и подготовительная группа / Художники Н.И. Витковская, В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 96 с., ил. – (Детский сад: день за днем). 7. Румянцева Е.А. Необычное плетение : рабочая тетрадь для занятий с детьми старшего дошкольного возраста / Е.А. Румянцева. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 32с. :ил. – (Дошкольник. Изобразительная деятельность). 8. Смотрова Н.А. Нитяные игрушки. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. – 48 с. + цв. вкл. 8 с. 3) Формы аттестации и оценочный материал Элемент Показатель Формы контроля Текущий контроль: систематическое Оценочные материалы наблюдение, сохранение продуктов детской деятельности; беседы с родителями, анкеты, опросники, беседы с ребёнком с использованием открытых вопросов, получение ответов от детей, рассказы детей; Итоговый контроль: составление альбома лучших работ, проведение выставок работ обучающихся, участие в различных детских конкурсах. Диагностика уровня художественноэстетического развития. Критерии 1 года обучения владеет теоретическими знаниями и навыками по курсу обучения; свободно пользуется инструментами и материалами необходимыми для работы с пластилином; овладел техническими приемами и способами лепки; самостоятельно изготавливает из пластилина картины; усидчив, терпелив, трудолюбив, ценит ручной труд; освоил навыки совместной работы. Критерии 2 года обучения знает свойства и возможности бумаги как материала для художественного творчества; использует знания в области композиции, формообразования, цветоведения; владеет основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание; умеет последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие); работает нужными инструментами и приспособлениями; владеет основными видами работ из бумаги (вырезки, плетения, оригами, аппликация, объемное конструирование); сознательно использует знания и умения, полученные на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях. Контрольно-измерительные материалы, позволяющие определить достижение обучающимися планируемых результатов дополнительной образовательной программы. Критерии 1 год обучения Критерии 2 год обучения владеет свободн овладе самосто усидч освои знает используе владеет умеет работает владеет теорети о л ятельно ив, л свойства т знания в основн последо нужными основны ческими пользуе технич изготав терпел навык и области ыми вательно инструме ми знаниям тся ескими ливает ив, и возможн композиц приема вести нтами и видами ии инстру приема из трудо совме ости ии, ми работу приспосо работ из навыка ментам ми и пластил любив стной бумаги формообр работы (замысе блениями бумаги ми по ии способ ина , работ как азования, с л, эскиз, (вырезки, курсу материа ами картин ценит ы. материал цветоведе бумаго выбор плетения, обучени лами лепки ы ручно а для ния й: материа оригами, я необход й труд художес склады ла и аппликац имыми твенного вание, способо ия, для творчест сгибан в объемное работы ва ие, изготовл конструи с выреза ения, рование) Фами пластил ние, готовое лия, ином гофрир изделие) имя ование, обуча склеива ющег ние; № ося 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 4- превышает возрастные характеристики; 3 – соответствует возрастным характеристикам; 2 – некоторые компоненты недостаточно развиты; 1 – не соответствует возрастным характеристикам