ДООП "В страну Экономика с Рубликом"

Оглавление
Паспорт программы ...................................................................................... 3
Пояснительная записка ................................................................................. 5
Учебный план реализации программы ..................................................... 11
Содержание учебного плана ...................................................................... 14
Организационно-педагогические условия ............................................... 22
1)

Календарный учебный график .......................................................... 22

2)

Условия реализации программы....................................................... 22

3)

Формы аттестации и оценочные материалы ................................... 29

Список литературы ..................................................................................... 34

2

Паспорт программы
Полное наименование программы: «В страну Экономика с Рубликом».
Исполнитель, юридический адрес: Филиал №11 Муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения Шалинского
городского округа «Детский сад №3»-«Детский сад п.г.т. Шаля»,
623030, Свердловская область, Шалинский район, п.г.т. Шаля, ул.
Заводская, д. 1
Фактический адрес: 623030, Свердловская область, Шалинский район,
п.г.т. Шаля, ул. Некрасова, д. 1Б
ФИО автора: Падерина Елена Александровна, Жигулева Ольга Юрьевна
Должность автора: заведующий Филиалом, старший воспитатель
Целевые группы: обучающиеся подготовительной к школе группы в
возрасте 6 – 7 лет
Число обучающихся в группе: 15-25 обучающихся
Цель программы: создание благоприятных условий для формирования
основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста,
формирование норм финансово-грамотного поведения, а так же подготовка к
жизни в современном мире
Направленность: социально-гуманитарная
Срок реализации программы: 1 год
Форма реализации: очная, без использования дистанционного обучения
Объем программы: 36 учебных часов
Тип программы и уровень освоения: одноуровневая программа,
стартовый уровень освоения
Краткое содержание программы данная программа знакомит
обучающихся с основами финансовой грамотности, формирует
представления обучающихся о нормах финансово-грамотного поведения.
По окончании освоения программы обучающийся понимает
окружающий предметный мир (вещественный мир как результат труда
людей); уважает людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать
деньги; имеет представление о том, что зарплата – это оплата за количество и
качество труда, пенсия – за прошлый труд, пособия на детей – это аванс
детям в расчете на их будущий труд. Ребёнок научится понимать, что
сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если
разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха
всей семьей или приобретения необходимых вещей; осознавать на доступном
им уровне взаимосвязь понятий «труд - продукт - деньги» и то, что стоимость
продукта зависит от его качества. Обучающийся знает о новых профессиях,
умеет рассказывать о них; владеет обогащенным словарным запасом,
который связан с областью финансирования, начальной экономикой,
трудовой деятельностью людей современных профессий. Ребенок проявляет
социально-коммуникативные навыки: общительность, чувство собственного
достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца,
3

здоровый интерес к деньгам, осознает правила их честного приобретения,
взаимосвязи понятий «труд - деньги», понимание факта купли-продажи.

4

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В
страну Экономика с Рубликом» (далее Программа) имеет социальногуманитарную направленность и направлена на социализацию и адаптацию
обучающихся к жизни в обществе.
Данная Программа разработана с учетом следующих нормативных
документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам";
- Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30 марта 2018 г. № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории «Свердловской области на
период до 2035 года»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам
дополнительного образования детей»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
29 марта 2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций»
(вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (утвержденная распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН
2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного
врача РФ от 28.09.2020 г. № 28);
- методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Министерство образования и науки
Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242);
- Методические рекомендации по проектированию и разработке
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ,
5

реализуемых образовательными организациями в Шалинском городском
округе;
- Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения Шалинского городского округа «Детский сад №3»;
- Положение о платных дополнительных услугах в МБДОУ «Детский
сад №3» (приказ МБДОУ «Детский сад №3 от 24.07.2023г. № 461-О);
- Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ
«Детский сад № 3».
Программа разработана на основе примерной парциальной
образовательной программы дошкольного образования «Экономическое
воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой
грамотности», составленной Министерством образования и науки
Российской Федерации совместно с Банком России. Программа направлена
на формирование у детей: первоначальных экономических представлений и
экономического сознания; представлений о важности труда и мире
профессий, торговле и семейном бюджете, доходах и расходах, деньгах
России и других стран; полезных экономических навыков и привычек
(беречь свои и чужие вещи, поддерживать порядок, экономить свет и воду).
Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив
его к главной реалии современного рынка - товарно-денежным отношениям.
Современный ребёнок уже с первых лет своей жизни попадает в
экономическую среду, наполненную экономическими понятиями и
процессами. Ребёнок-дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в
торговых предприятиях, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как
деньги, товары, продукты, цены, дёшево, дорого, экономить и т. п. Он
знакомится с профессией родителей, совместно с семьей совершает покупки
в магазинах, просматривает рекламу по телевизору, слышит разговоры
родителей о бюджете семьи – это далеко не полный перечень того, с чем
постоянно сталкивается дошкольник.
Актуальность Программы по формированию финансовой культуры
дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям
обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной
ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью
преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями
образовательной системы - детским садом и школой. Поэтому проблема
финансового воспитания становится актуальной применительно уже к
дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы
будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный возраст является
самым продуктивным в плане заложения таких индивидуальнопсихологических
особенностей
личности,
как
ответственность,
бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в
дальнейшем финансово-грамотного человека.
Взрослые часто сталкиваются с ситуациями не всегда честного обмена –
«детского бартера»: ребенок пытается схитрить, обмануть, выгадать. Это
6

важный настораживающий сигнал осознанного отношения к ценности вещи
и понимания ребенком самого факта нечестного обмена. В этом случае
первые опыты экономической деятельности ребенка оказываются вне
нравственного поля. Нередко возникают такие жизненные ситуации, в
которых взрослые имеют возможность объяснить ребенку, что хорошо, а что
неприемлемо (обман, выгода за счет другого, воровство). Например, когда
дети не ценят того, что им покупают, дарят (одежду, игрушки, карандаши,
бумагу, краски, гаджеты и др., когда бездумно и безжалостно портят, ломают
и выбрасывают вещи.
Задача взрослых – объяснить детям, почему следует уважать труд и
бережно относиться к его результатам, и доступно раскрыть взаимосвязь
труда, экономики и нравственности. Таким образом, очевидна
необходимость установления и поддержания тесной взаимосвязи
экономического образования и нравственного воспитания в дошкольном
детстве.
Формирование основ финансовой грамотности официально признано
одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая
грамотность активно включается в общую систему образования. Практика
показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и
общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые
привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и
приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу
финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.
Основы финансовой грамотности формируются у дошкольников в течение
продолжительного периода на основе принципа «от простого к сложному», в
процессе многократного повторения и закрепления, направленного на
практическое применение знаний и навыков в процессе игровой
деятельности. Финансовая культура и финансовые навыки прививаются так
же, как нравственность и правила этикета, следовать которым приходится
всю жизнь. Программа ориентирована на принцип тесной взаимосвязи
нравственно-трудового и экономического воспитания. Чем младше ребенок,
тем теснее и глубже должна быть эта взаимосвязь.
Программа одноуровневая, предполагает 1 год обучения –
использование и реализация общедоступных и универсальных форм
организации материала, минимальная сложность предлагаемого для освоения
содержания программы.
Цель Программы – создание благоприятных условий для формирования
основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста,
формирование норм финансово-грамотного поведения, а так же подготовка к
жизни в современном мире.
Задачи Программы:
Образовательные задачи:

7

- заложить основы (азы) ответственного отношения к денежным
ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости,
накоплению, полезным тратам;
- сформировать представление о потребностях человека на основе
экономических понятий: экономика, потребности, нормы жизни, товар,
продукт, услуга, потребители;
- расширить представления об обмене ценностями в процессе
производства и потребления товаров и услуг, о денежных отношениях в
сфере обмена товаров и услуг, развития умений бережливости,
рационального поведения в процессе реализации обменных операций: деньги
- товар (продажа - покупка).
Развивающие задачи:
- сформировать положительную мотивацию к формированию
финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;
- развивать ответственность, предприимчивость, расчетливость,
самостоятельность;
- развивать экономическое сознание и экономическую грамотность.
Воспитательные задачи:
- воспитывать навыки бережного отношения ко всем видам
собственности, уважения интересов отдельной личности и других членов
общества, привитие уважения к труду и людям труда;
- воспитывать умение правильного обращения с деньгами, разумного
подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета
семьи;
- формировать элементы культуры потребления: бережного отношения к
ресурсам потребления: воде, электричеству, продуктам питания, одежде,
обуви, жилищу;
- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение
компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры
ребёнка.
Данная Программа составлена с учетом возрастных особенностей
обучающихся старшего дошкольного возраста.
В старшем дошкольном возрасте ребенок осознает себя как личность,
как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Дети способны
давать определения некоторым моральным понятиям («добрый человек - это
такой, который, всем помогает и хорошо относится, защищает слабых») и
достаточно тонко их различать, например, очень хорошо различают
положительную окрашенность слова «экономный» и отрицательную - слова
«жадный». Могут совершать позитивный нравственный выбор не только в
воображаемом плане, но и в реальных ситуациях (например, могут
самостоятельно, без внешнего принуждения, отказаться от чего-то приятного
в пользу близкого человека). Социально-нравственные чувства и эмоции
достаточно устойчивы.
8

Расширяется мотивационная сфера дошкольников за счет развития таких
социальных
по
происхождению
мотивов,
как
познавательные,
просоциальные, а также мотивов самореализации. Поведение ребенка
начинает регулироваться также его представлениями о том, «что такое
хорошо и что такое плохо».
Срок реализации Программы: Программа реализуется в рамках занятий по
дополнительному образованию с детьми подготовительной к школе группы,
с учетом интересов, потребностей детей.
Количество занятий в год – 36.
Предполагаемый срок реализации Программы – 1 год, с сентября по
май учебного года.
Режим занятий: максимально допустимый объем образовательной
нагрузки соответствует санитарным правилам СП 2.4.3648 – 20. Занятия
проводятся один раз в неделю, во второй половине дня.
Продолжительность занятий:
- для детей 7-го года жизни – не более 30 минут.
Количество детей, посещающих занятия – от 15 до 25 человек.
Особенности организации образовательного процесса по Программе:
образовательная деятельность реализуется в очной форме, на родном языке
из числа народов Российской Федерации русском языке. Система
педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на
формирование и развитие творческих способностей обучающихся, строится в
дошкольной образовательной организации в трех направлениях:
- специально организованное обучение;
- совместная деятельность педагогов и детей;
- самостоятельная деятельность детей.
Содержание Программы построено с учетном ознакомительного уровня.
Данный уровень включает в себя следующие разделы: «Потребности», «Труд
и продукт труда (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Семейный бюджет»,
«Реклама: правда и ложь, желание и возможность», «Полезные
экономические навыки». Для обучающихся программа ознакомительного
уровня – это возможность попробовать себя в разных ситуациях товарноденежных отношений, принять на себя роль продавца, работника почты,
экономиста, при организации сюжетно-ролевой игры «Семья», у ребёнка есть
возможность стать одним из членов семьи, решающих вопрос финансов и
бюджета.
Основное время на занятиях отводится практической работе, которая
проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала.
Созданию творческой атмосферы на занятиях способствует итоговый
просмотр и обсуждение выполненных работ.
Условия реализации Программы не предусматривают специального
отбора и формирования групп обучения. Работа ведется с детьми
желающими и имеющими индивидуальные возможности усвоить больше,
9

чем программные задачи. Возможности детей выявлены в ходе наблюдения
и диагностики.
Планируемые результаты освоения теоретической и практической части
Программы:
- обучающиеся понимают и ценят окружающий предметный мир
(вещественный мир как результат труда людей);
- уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать
деньги; имеют представление о том, что зарплата – это оплата за количество
и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс
детям в расчете на их будущий труд;
- понимают, что сбережения семьи – это денежные средства, которые
могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть
использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых,
вещей;
- осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд продукт - деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
- знают о новых профессиях, умеют рассказывать о них;
- владеют обогащенным словарным запасом, который связан с областью
финансирования, начальной экономикой, трудовой деятельностью людей
современных профессий;
- проявляют коммуникативные социальные навыки: общительность,
чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить
начатое дело до конца;
- проявляют здоровый интерес к деньгам, осознают правила их честного
приобретения, взаимосвязи понятий «труд - деньги», понимание факта
купли-продажи.
Формы подведения итогов реализации Программы: педагогическая
диагностика проводится 2 раза в год в начале сентября и в конце мая.
Диагностику проводит воспитатель. Основной задачей является определение
степени освоения ребёнком программы по основам финансовой грамотности.
Данные о результатах заносятся в диагностический лист освоения знаний
детей в рамках Программы. Педагогическая диагностика проводится на
основе программ экономического воспитания детей по финансовой
грамотности дошкольников по программе «Дошкольник и экономика» автор
А.Д. Шатова, «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику»
автор А.А. Смоленцева
и Е.А. Курак «Экономическое воспитание
дошкольников».

10

Учебный план реализации программы
№ Название раздела, Количество часов
п/п темы
Всего Теория Практика
часов
1. «Потребности»
4
2
2
1.1 1.1.«Что
такое 1
0,5
0,5
потребности?»
1.2 1.2.«Что
1
0,5
0,5
необходимо
человеку?»
1.3 1.3.«Потребности 1
0,5
0,5
семьи»
1.4 1.4.«Что
мне 1
0,5
0,5
нужно?»
2
«Труд и продукт 5
2.5
2,5
труда (товар)»
2.1 2.1.«Труд - основа 1
0,5
0,5
жизни»
2.2 2.2.«Почему все 1
0,5
0,5
взрослые
работают?»
2.3 2.3.«Все работы 1
0,5
0,5
хороши – выбирай
на вкус»
2.4 2.4.«Всякому делу 1
0,5
0,5
учиться надо»
2.5 2.5.«Что
такое 1
0,5
0,5
товар?»
3
«Деньги и цена 9
4,5
4,5
(стоимость)»
3.1 3.1.«Откуда
1
0,5
0,5
пришли деньги?
Путешествие
в
прошлое»
3.2 3.2. «Что
такое 1
0,5
0,5
деньги и зачем
они нужны?»
3.3 3.3. «В гостях у 1
0,5
0,5
Рублика
и
Копейки»
3.4 3.4.«Друзья
1
0,5
0,5
Рублика. Деньги

Формы
аттестации/контроля
Беседа
Наблюдение, опрос,
практическая работа
Наблюдение, опрос,
практическая работа
Наблюдение, опрос,
практическая работа
Беседа
Наблюдение, опрос,
практическая работа
Наблюдение, опрос,
практическая работа
Наблюдение, опрос,
практическая работа
Наблюдение, опрос,
практическая работа
Наблюдение, опрос,
практическая работа
Наблюдение, опрос,
практическая работа
Наблюдение, опрос,
практическая работа
Наблюдение, опрос,
практическая работа
11

3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
4.
4.1
4.2

4.3
4.4
4.5

4.6
4.7
4.8
4.9

других стран»
3.5. «Что такое
стоимость
товара?»
3.6. «Обмен и
покупка товаров»
3.7. «Что такое
цена?»
3.8. «Банк - дом,
где живут деньги»
3.9.
«Как
правильно тратить
деньги?»
«Семейный
бюджет»
4.1.«Доверили
Андрюше вести
бюджет семьи…»
4.2.
«Как
приходят деньги в
семью Андрюши
или
азбука
доходов»
4.3. «Андрюша с
мамой идут в
магазин»
4.4.
«Семейные
доходы
и
расходы»
4.5.
«Аукцион
знаний, или «Как
накопить
на
любимую
игрушку»
4.6.
«Тратим
разумно,
экономим»
4.7.
«Учимся
занимать
и
отдавать долги»
4.8.«Заплати долг
скорее,
тогда
будет веселее»
4.9.«Что
такое

1

0,5

0,5

Наблюдение, опрос,
практическая работа

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Наблюдение, опрос,
практическая работа
Наблюдение, опрос,
практическая работа
Наблюдение, опрос,
практическая работа
Наблюдение, опрос,
практическая работа

9

4,5

4,5

1

0,5

0,5

Беседа

1

0,5

0,5

Наблюдение, опрос,
практическая работа

1

0,5

0,5

Наблюдение, опрос,
практическая работа

1

0,5

0,5

Наблюдение, опрос,
практическая работа

1

0,5

0,5

Наблюдение, опрос,
практическая работа

1

0,5

0,5

Наблюдение, опрос,
практическая работа

1

0,5

0,5

Наблюдение, опрос,
практическая работа

1

0,5

0,5

Наблюдение, опрос,
практическая работа

1

0,5

0,5

Наблюдение, опрос,
12

5.
5.1

5.2

5.3
6.
6.1

6.2
6.3
6.4
6.5

6.6

бартер?»
«Реклама: правда
и ложь, желания и
возможности»
5.1.
«Реклама
вокруг
нас:
хорошо
или
плохо?»
5.2.
«Рекламы
разные нужны и
для продаж очень
важны»
5.3. «Выгодно –
невыгодно».
«Полезные
экономические
навыки»
6.1.«Секрет
Рублика «Как из
мусора
сделать
новый товар»
6.2 «Карманные
деньги»
6.3.«Полезные
привычки в быту
- тоже экономика»
6.4.«Профессии
страны
Экономика»
6.5.Квест – игра
«Путешествие с
Рубликом
в
страну
Экономика»
Оценка качества
освоения
программы
Итого

практическая работа
3

1,5

1,5

1

0,5

0,5

Наблюдение, опрос,
практическая работа

1

0,5

0,5

Наблюдение, опрос,
практическая работа

1

0,5

0,5

Наблюдение, опрос,
практическая работа

6

3,5

2,5

1

0,5

0,5

Наблюдение, опрос,
практическая работа

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Наблюдение, опрос,
практическая работа
Наблюдение, опрос,
практическая работа

1

0,5

0,5

Наблюдение, опрос,
практическая работа

1

0,5

0,5

Наблюдение, опрос,
практическая работа

1

1

0

Мониторинг

36

18,5

17,5

13

Содержание учебного плана
1. «Потребности»
1.1. «Что такое потребности?»
Теория. Что такое потребности? Потребности как экономическая
категория. Основные потребности и желания.
Практика. Дидактическая игра «Заветные желания», демонстрация
фрагмента мультфильма «Телефон», беседа, загадки, чтение и анализ сказки,
упражнения.
1.2. «Что необходимо человеку?»
Теория. Разнообразие потребностей человека. Жизненно важные
потребности человека. Потребности в безопасности и сохранении здоровья:
потребности в воздухе, воде, солнце, жилье, пище, одежде. Потребности
материальные и нематериальные.
Практика. Демонстрация фрагмента мультфильма «Уроки тетушки
Совы», беседа, дидактическая игра «Кому что нужно?», упражнения.
1.3. «Потребности семьи»
Теория. Разнообразие потребностей членов семьи.
Практика. Беседа,
дидактическая
игра
«Потребности
семьи»,
упражнения.
1.4. «Что мне нужно?»
Теория. Личные жизненные потребности и желания.
Экономические понятия раздела: «потребности», «жизненно важные
потребности», «возможности».
Потребности – это то, что необходимо человеку, без чего он не может
обойтись.
Жизненно важные потребности – это то, без чего человек не может жить
(пища, солнце, воздух, вода, жилье, одежда).
Возможности – это то, что человек может получить, сделать, добиться.
Материальные
потребности
–
это
потребности,
которые
удовлетворяются через материальный предмет.
Нематериальные потребности: потребности в образовании, в отдыхе, в
дружбе, в любви, в заботе.
Практика. Беседа, изобразительная деятельность, упражнения, беседа по
сказке А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
Изучение раздела «Потребности» подготавливает дошкольников к
изучению раздела «Труд», способствует пониманию взаимосвязи между
категорией «потребности» и трудом как основным источником для
удовлетворения многочисленных потребностей человека.
2. «Труд и продукт труда (товар)»
2.1. «Труд - основа жизни»
Теория. Что такое труд? Труд – потребность человека. Труд помогает
удовлетворить разнообразные потребности.
14

Практика. Беседа о труде, чтение художественной литературы, игровые
упражнения, демонстрация мультфильмов, обсуждение сказки «Два плуга»,
ситуативный разговор.
2.2. «Почему все взрослые работают?»
Теория. Знакомство с профессиями: врач, продавец, повар, учитель,
бухгалтер, спасатель, швея. Что такое работа? Для чего родители ходят на
работу?
Практика. Беседа, соревнование, дидактические игры, упражнение.
2.3. «Все работы хороши – выбирай на вкус»
Теория. Знакомство с профессиями: строитель, артист, врач и др.
Знакомство со специальностями (каменщик, стекольщик, маляр, стоматолог,
ветеринар).
Практика. Сюжетно-ролевая игра, беседа, отгадывание загадок, игровое
упражнение. Чтение - «Чем пахнут ремесла?»
2.4. «Всякому делу учиться надо»
Теория. Чтобы стать в какой-нибудь сфере специалистом, мастером
своего дела, нужно много и упорно трудиться.
Практика. Беседа, просмотр мультфильма, выставка рисунков.
Экономические понятия раздела: «труд», «профессия», «продукт труда».
Труд – деятельность человека, которая направлена на удовлетворение
потребностей.
Профессия – это основное занятие, дело, которому человек обучен.
(Например, врач, учитель).
Специальность – это дело, которым человек конкретно занимается в
рамках своей профессии. (Врач-терапевт, врач-хирург, учитель истории,
учитель начальных классов)
Продукт труда – результат труда.
2.5.«Что такое товар?»
Теория. Что такое «товар»? Откуда берутся товары в магазине? В чем
состоит полезность товара?
Практика. Беседа, дидактические игры, сюжетно-ролевая игра
«Магазин».
Изучение раздела «Труд и продукт труда (товар)» подготавливает
дошкольников к изучению разделов
«Деньги и цена (стоимость)».
Способствует пониманию взаимосвязи между понятием «труд», «товар»,
«деньги» как основных источников для удовлетворения многочисленных
потребностей человека.
3. «Деньги и цена (стоимость)»
3.1. «Откуда пришли деньги? Путешествие в прошлое»
Теория. Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную
работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и
услуг). Познакомиться с историей возникновения денег.
15

Практика. Беседа, дидактические игры, рассматривание иллюстраций из
альбома. Просмотр мультфильма «Уроки тётушки Совы. «История денег»,
«Где делают деньги»
3.2.«Что такое деньги и зачем они нужны?»
Теория. Необходимость обмена для удовлетворения потребностей
людей. Деньги, как универсальное средство обмена. Всё ли можно купить?
Практика. Беседа «Какие бывают деньги», игра «Для чего нам нужны
деньги?», игра «Что нельзя купить?»
3.3. «В гостях у Рублика и Копейки»
Теория. Отличительные и сходные признаки между монетой и
банкнотой, между банкнотами разного достоинства. Раскрыть сущность
понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и
безналичные деньги; закреплять знания детей о внешнем виде современных
денег.
Практика. Беседа «История денег в России», дидактическая игра,
рассматривание российских денег, сравнение их по величине и внешнему
виду, сказка «Приключение Монетки».
3.4. «Друзья Рублика. Деньги других стран»
Теория. Познакомить с понятием «валюта». Сравнение монет и банкнот
разных стран, их названия, история денег разных стран.
Практика. Беседа, рассматривание и обсуждение коллекции денег
разных стран, игра «Назови и передай!», игра «Соедини стрелками валюту и
страну».
3.5. «Что такое стоимость товара?»
Теория. От чего зависит стоимость товара?
Практика. Беседа «Как складывается стоимость товара», дидактическая
игра, упражнение.
3.6. «Обмен и покупка товаров»
Теория. Чем обмен отличается от купли-продажи? Всё ли можно
купить?
Практика. Беседа, дидактические игры, решение экономических задач.
3.7. «Что такое цена?»
Теория. От чего зависит цена товара? Всё ли можно купить? Разбираем
цепочку товар-стоимость-цена. Определяем стоимость товара (сделанных
поделок: затраченные материалы, наше время и наш труд) и формируем
цену.
Практика. Беседа, чтение художественной литературы, упражнение,
решение экономических задач. Игра «Сколько это стоит?», отрывок из сказки
«Золотой ключик или приключение Буратино» Л.Н.Толстой.
3.8. «Банк - дом, где живут друзья Рублика»
Теория. Банки (банк принимает деньги на хранение, выдаёт деньги
вкладчикам, предоставляет деньги в кредит, в банке поучают зарплату),
монетный двор, валюта. Знакомство с профессией банкира.
16

Практика. Заочная экскурсия, просмотр части мультфильма «уроки
Тётушки Совы» (что такое банк), дидактическая игра.
3.9. «Как правильно тратить деньги?»
Теория. Обучение детей пользованию деньгами. Разумное отношение к
расходованию денег. Что такое «вклад» и «кредит».
Практика. Беседа, упражнения, просмотр мультфильма
Экономические понятия раздела: «товар», «полезность товара»,
«стоимость», «цена», «покупка», «распродажа», «деньги», «монета»,
«банкнота», «электронные деньги», «банк», «вклад», «кредит», «валюта».
Товар – продукт труда для обмена или продажи.
Полезность товара – способность товара удовлетворять потребности
человека.
Стоимость – затраты, необходимые для создания товара.
Цена – количество денег, которые надо заплатить за товар или услугу.
Покупка – приобретение товара за определенную плату.
Распродажа – торговля товарами сезонного спроса по сниженным ценам.
Деньги – особый универсальный товар, который измеряет стоимость
других товаров или услуг.
Монеты – деньги, изготовленные из металла.
Банкнота – вид бумажных денег.
Банк – кредитно-финансовое учреждение, осуществляющее операции,
связанные с накоплением денежных средств, посредничеством в платежах,
кредитованием.
Вклад – деньги, хранящиеся в банках.
Кредит – деньги, предоставленные в долг с уплатой процента.
Валюта – денежная единица страны.
Изучение раздела «Деньги и цена (стоимость)» опирается на
представления
детей,
сформированные
при
изучении
разделов
«Потребности» и «Труд и продукт труда (товар)», закрепляет понимание
того, что любой товар, созданный для удовлетворения потребностей
человека, покупается и продаётся за деньги.
Усвоение раздела «Деньги и цена (стоимость)» подготавливает
дошкольников к восприятию содержания раздела «Семейный бюджет»,
способствует пониманию роли денег в процессе планирования доходов и
расходов семьи.
4. «Семейный бюджет»
4.1.«Доверили Андрюше вести бюджет семьи…»
Теория. Семейный бюджет. Доходы семьи. Необходимые расходы
семейного бюджета.
Практика. Метод моделирования, беседа, анализ игровой ситуации,
чтение художественной литературы, проблемный диалог, решение
арифметических задач, дидактическая игра «Доход–расход». Просмотр
мультфильма «Уроки тётушки Совы. «Семейный бюджет»
17

4.2. «Как приходят деньги в семью Андрюши или азбука доходов»
Теория. Составляющие семейного бюджета (формы дохода). Зарплата,
трудовая пенсия, стипендия. Премия. За что получают деньги?
Практика. Психологическая разминка, моделирование, проблемный
диалог, решение арифметических задач, составление обобщающих рассказов,
д/и «Семейный бюджет».
4.3. «Андрюша с мамой идут в магазин»
Теория. На что тратятся деньги, заработанные членами семьи. Основные
потребности семьи и как эти потребности удовлетворяются.
Практика. Чтение художественной литературы, беседа по содержанию,
загадки, составление рассказов.
4.4. «Семейные доходы и расходы»
Теория. Составляющие семейного бюджета (формы расходов и
доходов). Статьи расходов семьи: оплата услуг (квартплата, газ, свет, ремонт
обуви, одежды и т.д.), питание, одежда, развлечения, отдых.
Практика. Моделирование, объяснение, проблемный диалог, загадки,
мозговой штурм, анализ домашнего задания, составление обобщающих
рассказов, дидактическая игра «Семейные расходы», составление
экономического словаря.
4.5. «Аукцион знаний, или «Как накопить на любимую игрушку»
Теория. Способы накопления и формы сбережения денежных средств
семейного бюджета (банковские вклады, неприкосновенные запасы,
сэкономленные денежные средства).
Практика. Викторина, упражнения, проблемная ситуация, играсоревнование, игра-размышление, кроссворд, чтение художественной
литературы, оригами «кошелек».
4.6. «Тратим разумно, экономим»
Теория. Деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их
необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо. Бережливый
человек всегда богаче. Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам.
Практика. Беседа, чтение, игра «Деньги получил – ерунды накупил»,
просмотр мультфильма «Уроки тётушки совы. Как стать бережливым и
богатым»
4.7. «Долг платежом красен. Что такое долг?»
Теория: Знакомимся с понятиями «одалживать», «занимать». Занять –
взять что-то взаймы на время, одолжить – дать что-то взаймы на время.
Формировать доброжелательные отношения. Дать детям, понятие долга;
учить анализировать поведение персонажей.
Практика: Чтение, обсуждение рассказа Осеевой «Долг» и русскую
поговорку «долги к земле придавили». Выясняем, что долг может быть не
только денежным, невыполненные обещания – это тоже долг. Работа над
пословицей «Долг платежом красен». Сказка «Долг платежом красен»
В.Лебедев.
4.8.
«Заплати долг скорее, тогда будет веселее»
18

Теория: Осознаем, что если взял в долг на время, обязан вовремя
вернуть (возвратить). Воспитываем ответственность: если не уверен, что это
получится, лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное
обязательство.
Практика: Беседа, обсуждаем русские пословицы: «Умей взять - умей и
отдать!», «Бери, да помни! Не шутка занять, шутка отдать», «В долг брать
легко, а отдавать тяжело».
4.9.
«Что такое бартер?»
Теория: Раскрыть сущность понятия «бартер» как обмене одной вещи на
другую без денег, учить детей отличать равноценный бартер (выгодный) от
невыгодного, ввести в словарный запас такие слова, как «бартер», «мена»;
развивать у детей чувство справедливости.
Практика: беседа, отгадывание загадок, чтение: Муха - Цокотуха» К.
Чуковского; В. Катаева «Дудочка и кувшинчик», русская народная сказка
«Лисичка со скалочкой», дидактические игры.
Экономические понятия раздела: «семейный бюджет», «доход»,
«расход», «доходы семьи», «зарплата», «трудовая пенсия», «стипендия»,
«премия», «бартер», «долги».
Семейный бюджет – это доходы и расходы денежных средств семьи за
определенное время.
Доходы семьи – это деньги и материальные ценности, полученные
членами семьи.
Расходы семьи – это деньги, затраченные на удовлетворение
потребностей членов семьи: на оплату услуг и на покупку товаров.
Обязательные (основные) расходы – приобретение товаров и услуг, без
которых нельзя обойтись.
Необязательные (неосновные) расходы – приобретение товаров и услуг,
без которых можно обойтись.
Зарплата – это деньги, получаемые за работу. Зарплата – это оплата
труда за месяц, за неделю или день.
Трудовая пенсия – это деньги, которые платят пожилым людям,
проработавшим до этого много лет.
Стипендия – это ежемесячная денежная выплата студентам.
Премия – это деньги, получаемые дополнительно к заработной плате за
особые успехи в работе.
Бартер прямой обмен одних товаров и услуг на другие без
использования денег.
Долг - денежная сумма или материальные ценности, взятые взаймы на
определенных условиях.
5. «Реклама: правда и ложь, желания и возможности»
5.1. «Реклама вокруг нас: хорошо или плохо?»
Теория: Формируем правильное отношение к рекламе. Что такое
реклама, зачем она нужна, в какой форме существует (текст, картинка,
19

звукозапись, видеоролик), где она размещается (в общественных местах, в
печати, на радио, телевидении, на досках объявлений, в Интернете, раздается
на улицах).
Практика: Беседа, обсуждение «Что может реклама», творческие
задания, проблемные ситуации, дидактическая игра, сказка, рассматривание
иллюстраций.
5.2. «Рекламы разные нужны и для продаж очень важны»
Теория: Познакомить детей с понятием «реклама товара»; для чего она
нужна и как ее лучше организовать (мама «рекламирует» кашу: «Ешь, она
такая вкусная!»; друг «рекламирует» новую игрушку: «У меня вот какая
суперская игра в телефоне. Дам, так и быть, поиграть, а ты мне – три
конфеты»; ребенок «рекламирует» себя: «Я лучше всех знаю ответ, спросите
меня!»)
Практика: Беседы о рекламе, запомнившейся детям, чтение сказки «Как
старик корову продавал». Сюжетно-ролевая игра «Магазин», составление
самостоятельно рекламы любимой игрушки.
5.3. «Выгодно – невыгодно».
Теория: Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен,
подарок, реклама.
Практика: Беседа, ситуационные задачи, игра «Выбираем: дорого дешево, выгодно - невыгодно», сказка «Что за птица?» - обмен.
Реклама - информация (обобщение) о товарах, которая помогает
продавцу найти покупателя, а покупателю - сделать нужную покупку.
Основная задача воспитательно-образовательной работы по данному
блоку – воспитание взвешенного, осознанного отношения детей к рекламе.
Важно объяснить детям, что купить все не только нереально (не хватит ни
зарплаты, ни накоплений), но и не нужно; научить отличать реальные
потребности от навязанных. Основные понятия: реклама, рекламировать,
воздействие рекламы.
Первичное понимание экономических терминов «реклама», «спрос»,
«предложение».
6. «Полезные экономические навыки»
6.1.«Секрет Рублика «Как из мусора сделать новый товар»
Теория:
Дать «вторую жизнь» бросовому материалу, сделав
оригинальную, полезную. Учить организовывать рабочее место;
разрабатывать виды изделий с использованием бросового материала.
Практика: Фрагмент мультсериала «Простоквашино», дидактическая
игра «Рассортируй мусор», изготовление поделок из бросового материала
6.2.«Карманные деньги»
Теория:
Расширять
знания
о
способах
обращения
с «карманными» деньгами; познакомить с понятием «степень необходимости
покупки». Карманные деньги- это деньги, которые родители дают нам, чтобы
мы тратили их на что захотим, учились разумно расходовать.
20

Практика: беседа «карманные деньги», чтение рассказа, дидактическая
игра «Деньги получили - ерунды накупили». Просмотр мультфильма
«Азбука денег тетушки Совы - Карманные деньги». Выставка «Такие разные
копилки».
6.3. «Полезные привычки в быту – тоже экономика»
Теория:
Воспитывать у детей навыки и привычки культурного
поведения в быту, навыки взаимодействия с окружающим миром: вещами
следует пользоваться по назначению, всему свое место. Формировать
представление о том, что в рукотворный мир вложен человеческий труд.
Практика: Беседы на темы «Приобрел вещь – умей с ней обращаться».
Дидактические игры «Правила поведения», «Плохо – хорошо» Чтение
художественной литературы К.Чуковский «Федорино горе», В.Маяковский
«Что такое хорошо и что такое плохо» Пословицы и поговорки о лени, труде.
6.4. «Профессии страны Экономика»
Теория: Закреплять знания детей о разных профессиях, в т.ч. связанных
с экономикой (экономист, бухгалтер, кассир, программист, инкассатор,
менеджер) Продолжать воспитывать рациональное отношение к деньгам,
проявлять бережливость в повседневной практической деятельности, уважать
результаты труда других людей.
Практика: беседа, отгадывание загадок, виртуальная экскурсия в банк,
обыгрывание игровых ситуаций.
6.5. «Квест – игра «Путешествие с Рубликом в страну Экономика»
Теория: Выявить уровень представления детей о сущности
экономических явлений и понятий, изученных в течение года; формировать
экономическое мышление.
Практика: Путешествие по разным станциям экономики, дидактические
экономические игры, загадки, решение проблемных ситуаций.
6.6.
Оценка качества освоения программы
Теория: Определить достижение учащимися планируемых результатов
дополнительной общеразвивающей программы.

21

Организационно-педагогические условия
1)

Календарный учебный график

Год
Дата
Дата
обучения начала
окончани
обучения я
обучения
1 год
1.09
31.05

Количест
во
учебных
недель
36

Количест
во
учебных
дней
36

Количест Режим
во
занятий
учебных
часов
36
1 занятие
в неделю

Недель в I полугодии:17
Недель во II полугодии: 19
Каникулы: 1 июня – 31 августа
Выходные дни: 31 декабря – 8 января
2)

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение
№ п/п Наименование
1
Кабинет для организации дополнительного
образования
2
Стол педагога
3
Стул педагога
4
Стол обучающегося
5
Стул обучающегося
6
Шкаф методический
7
Шкаф дидактический
8
Доска передвижная на колесах

Количество
1
1
1
10
20
1
1
1

Технические и электронные средства обучения и контроля знаний
обучающихся
№ п/п
1
2
3
4

Наименование
Учебная доска
Ноутбук
Мультимедиапроектор
Колонки

Количество
1
1
1
2

Учебно-практическое оборудование и инструменты
№ п/п Наименование
1
«Магазин»
2
«Аптека»

Количество
1
1
22

3
4

5
6
7
8
9
10
11
12
13

14
15

«Почта».
Пособия или готовые материалы к играм
«Супермаркет»,
«Автосалон»,
«Продукты», «Путешествия», «Кафе»,
«Аптека».
Игровые модули «Магазин», «Банк»,
«Аптека», «Почта».
Имитированные банкноты и монеты
разных стран.
Карточки «Профессии»
Буклеты с изображением разнообразных
товаров и игрушек для детей.
Сюжетные
картинки
«Производство
товара», «В магазине», «На рынке».
Рекламные буклеты, красочные рекламные
листки, газетные объявления.
Мелкие монеты достоинством 1 коп., 5
коп., 10 коп.
Дидактические и настольно печатные игры
по финансовой грамотности.
Круг (большой) на листе ватмана с
секторами; в каждом секторе отразить в
рисунках,
аппликациях
содержание
постоянных
расходов:
культурные,
бытовые, налоги, банк, оплата за детский
сад, за обучение и др.
Сборник игр и упражнений по финансовой
грамотности.
Картотеки пословиц, поговорок, сказок,
загадок по финансовой грамотности

1
6

4
30
28
35
12
14
75
14
1

1
4

Учебно-практические материалы
№ п/п Наименование
1
листы белой и тонированной бумаги в
формате А4, A3;
2
альбомы для детского художественного
творчества;
3
рулоны обоев на бумажной основе;
4
белый и цветной картон;
5
наборы цветной и бархатной бумаги;
8
иллюстрации
из
старых
журналов,
цветных газет, буклеты (фактурная по

Количество
5 упаковок по 500 штук
25
5
50
25

23

10
11
13
15
16
17
18
19
21
22
23
24
30

окраске бумага); старые календари.
картонные коробки (для техники, обуви,
кондитерских изделий и т.д.);
спичечные
коробки
для
создания
композиций-миниатюр.
пластилин;
кисти разных размеров (круглые, плоские
и флейцы);
краски гуашевые;
краски акварельные;
цветные и простые карандаши;
фломастеры;
ножницы для детского творчества (с
безопасными кончиками лезвий);
клей, клеящие карандаши, клейстер;
клеевые кисточки;
стеки, зубочистки;
скотч, лейкопластырь.

50
25
50
25
25
50
25
25
25
25
25
3

Кадровое обеспечение
Реализация
занятий
по
Программе
осуществляется
педагогами
подготовительной к школе групп общеразвивающей направленности.

Методические материалы
№ Название
МатериальноФормы,
методы,
п/п раздела/ темы техническое
приемы обучения.
обеспечение,
Педагогические
дидактикотехнологии
методический
материал
1 год обучения
1. «Потребности» - С. Я. Маршак Групповые
и
«Кошкин дом»,
индивидуальные
«Телефон»;
формы
- русские народные Беседа, объяснение,
сказки:
выполнение
«Жадная старуха», упражнений
«Как коза избушку Продуктивная
построила;
деятельность
- А. С. Пушкин Здоровьесберегающие
«Сказка о рыбаке и технологии

Формы
учебного
занятия

Занятие

24

2.

«Труд
продукт
труда
(товар)»

рыбке»;
- К. И. Чуковский
«Телефон»
Мультфильмы:
- Уроки тетушки
Совы», 7 серия;
- «Потребности и
возможности»;
- «Кошкин дом»;
- «Сказка о рыбаке и
рыбке»;
-Барбоскины»
(«Дедушка хочет на
море»);
-«Цветиксемицветик»;
- «Телефон»;
-«Малыш
и
Карлсон»;
- «Ох и Ах идут в
поход»
и - В. В. Маяковский
«Кем быть?»;
- Д. Родари «Чем
пахнут ремесла»;
- С. В. Михалков «А
что у вас?»,
«Как печатали вашу
книгу?»
- К. И. Чуковский
«Муха цокотуха»;
- С. Т. Аксаков
«Аленький
цветочек»;
-Ф.
Хагер
«Продавец и лось»;
русская
народная
сказка «Как барин
овцу купил»;
- Г. Сапгир «Как
лягушку
продавали»;
- С. В. Михалков
«Как старик корову

Игровые технологии
ИКТ технологии

Групповые
и Занятие
индивидуальные
формы
Беседа, объяснение,
выполнение
упражнений
Продуктивная
деятельность
Здоровьесберегающие
технологии
Игровые технологии
ИКТ технологии

25

3.

продавал»
Мультфильмы:
- «Уроки тетушки
Совы», 6 серия;
-«Работа и
зарплата»;
-«Доктор Айболит»;
-«Самый главный»;
-«Незнайка учится»;
- «Рекс-спасатель»;
-«Барбоскины» («В
эфире новости»);
-«Барбоскины» («По
закону»);
-«Будни аэропорта»
- «Уроки тетушки
Совы», 2 серия;
- «Ценные вещи»;
-«Муха-цокотуха»;
-«Аленький
цветочек»;
-«Как старик корову
продавал»
«Деньги
и - Э. Н. Успенский
цена
«Бизнес крокодила
(стоимость)» Гены»;
-А.Н.Толстой
«Приключения
Буратино»;
Г.Х.Андерсен
«Огниво»,
«Серебряная
монета»;
- Э. Н. Успенский
«Бизнес
крокодила Гены»
Мультфильмы:
- «Уроки тетушки
Совы»: 1 серия;
«Что
такое
деньги?»; 10 серия
«О банке»; 11 серия
«Кредиты
и
депозиты»; 12 серия;

Групповые
и Занятия
индивидуальные
формы
Беседа, объяснение,
выполнение
упражнений
Продуктивная
деятельность
Здоровьесберегающие
технологии
Игровые технологии
ИКТ технологии

26

4.

5.

-«Безналичные
деньги»;
-«Приключения
Буратино»
- «Уроки тетушки
Совы», 10 серия
- «О банке»
«Семейный
- Русская народная
бюджет»
сказка «Лисичка со
скалочкой»;
- братья Гримм
«Выгодное дело»; В.
П.
Катаев
«Дудочка
и
кувшинчик»;
- Э. Н. Успенский
«Трое
из
Простоквашино»
Мультфильмы:
«Петушок
и
бобовое зернышко»;
- «Уроки тетушки
Совы»: 3 серия
«Семейный
бюджет»; 4 серия
«Карманные
деньги»; 5 серия
«Умение
экономить»;
-«Барбоскины»
(«Дедушка хочет на
море»);
-«Каникулы
в
Простоквашино»
«Реклама:
- Э. Н. Успенский
правда и ложь, «Бизнес крокодила
желания и
Гены»;
возможности» - С. В. Михалков
«Как старик корову
продавал»;
- Ш. Перро «Кот в
сапогах»;
- братья Гримм «Три
счастливца

Групповые
и Занятия
индивидуальные
формы
Беседа, объяснение,
выполнение
упражнений
Продуктивная
деятельность
Здоровьесберегающие
технологии
Игровые технологии
ИКТ технологии

Групповые
и Занятия
индивидуальные
формы
Беседа, объяснение,
выполнение
упражнений
Продуктивная
деятельность
Здоровьесберегающие
технологии
27

6.

Мультфильм
- «Как старик корову
продавал»
«Полезные
- Э. Н. Успенский
экономически «Трое
из
е навыки»
Простоквашино»

Игровые технологии
ИКТ технологии
Групповые
и Занятия
индивидуальные
КВЕСТформы
игра
Беседа, объяснение,
выполнение
упражнений
Продуктивная
деятельность
Здоровьесберегающие
технологии
Игровые технологии
ИКТ технологии

28

3)
Формы аттестации и оценочные материалы
По итогам изучения Программы в конце мая проводится диагностика
уровня освоения детьми экономических категорий, таких как:
«потребности», «труд», «товар», «деньги», «семейный бюджет»,
«экономика», «реклама».
Форма проведения педагогической диагностики: индивидуальногрупповая. Диагностические средства: наблюдение, беседа, упражнения,
работа с карточками, демонстрация компьютерных слайдов, загадки,
дидактические игры.
Потребности
Труд
Профессии

Товар

Деньги

Семейный
бюджет

Экономика

Реклама

Владеет понятием «потребности»
Умеет различать виды потребностей (материальные,
духовные, социальные)
Имеет
представление
о
труде,
его
видах
(сельскохозяйственный, домашний т.д.)
Умеет выделять последовательность трудовых действий
Понимает значимость труда для человека, осознает
взаимосвязь понятий «труд–продукт–деньги»
Имеет представление о производственном цикле
изготовления товаров
Может объяснить зависимость цены от его качества и
количества
Имеет представление о формах сбыта продукции
Владеет понятиями: «деньги», «монета», «банкнота»,
«электронные деньги», «банк», «вклад», «кредит»,
«валюта».
Умеет пользоваться деньгами, разумно расходовать деньги
Имеет представления о доходе и его динамике, о расходах
и их многообразии
Владеет понятиями: «семейный бюджет», «доходы и
расходы», «формы дохода: зарплата, пенсия, стипендия,
выигрыш», «семейные сбережения», «планирование»,
«экономика семьи»
Понимает потребности и возможности семьи
Имеет представление о необходимости экономии
семейного бюджета
Владеет понятием «экономика»
Умеет
выделять
экономическое
понятие
художественных произведений
Владеет понятием «Реклама»
Осознаѐт взаимосвязь «Реклама-продажа»

из

29

1. Потребности
Цель: выявить знания детей о потребностях растений, животных,
человека в свете, воде, пищи.
Дидактическая игра «Кому что нужно».
Материал: таблицы, иллюстрации с изображением растений, животных,
человека, потребностей в свете, воде, пищи.
Цель: выявить знания детей о материальных, духовных, социальных
потребностях
Дидактические игры «Подарок ко дню рождения», «Потребности моей
семьи», «Хочу и надо».
Материал: карточки с изображением материальных (игрушки) духовных
(книги, музыкальные инструменты), социальных потребностей.
2. Труд
Цель: выявить знания детей о труде и его видах.
Дидактические игры «Кому, что нужно для работы» «Кто лучше знает
инструменты», «Чудесный мешочек».
Материал: набор сюжетных картинок с изображением орудий труда и
различных профессий, орудия сельскохозяйственного, домашнего труда.
Цель: выявить знания детей о последовательности трудовых действий
Дидактические игры «Как сделать лучше и быстрее», «Маршрут труда».
Материал: алгоритмы, схемы с изображением трудовых действий.
Цель: выявить знания детей о роли труда в жизни людей
Беседа: «Труд в жизни людей»
Материал: иллюстрации с изображением трудовых действий, орудия
труда, изделия, товары, вещи.
3. Товар
Цель: выявить знания детей о производственном цикле товаров.
Дидактическая игра «Угадай товар».
Материал: игрушки, подставки из металла, вазочки, коробочки,
фарфоровые фигурки.
Цель: выявить знания детей о зависимости цены товара от его качества и
количества.
Дидактическая игра и беседа «Как сделать лучше и быстрее».
Цель: выявить знания детей о сбыте товара.
Дидактические игры «Где продается товар», «Путешествие товара»,
«Где продают и покупают?»
Материал: карточки – картинки с изображением разных вещей,
продуктов питания и схемы его доставки до покупателей, план района, где
продают и покупают (рынок, супермаркет, магазин).

30

4. Деньги
Цель: выявить знания детей о достоинстве купюр, умение считать,
сравнивать.
Дидактические игры «Магазин», «Сберкасса».
Материал: деньги различного достоинства.
Цель: выявить знания детей о доходе и его динамике, о расходах и их
многообразии.
Дидактическая игра «Доходы и расходы».
Материал: модель семейного бюджета, картинки с изображением
сказочных героев и их деятельности, карточки-схемы с изображением
доходов и расходов.
5.
Семейный бюджет
Цель: выявить знания детей о оставляющих семейного бюджета (формы
дохода), зарплата, трудовая пенсия, стипендия, премия. За что получают
деньги.
Дидактические игры «Семейный бюджет».
Материал: модель семейного бюджета, картинки с изображением
сказочных героев и их деятельности, карточки-схемы с изображением
доходов и расходов.
Цель: выявить знания детей о потребностях и возможностях семьи.
Игра – ситуация «Важные и неважные покупки»
Материал: набор сюжетных картинок, раскрывающих сущность данной
экономической категории.
.
6. Экономика
Цель: выявить знания детей об экономике, экономических категориях
(товар, цена, деньги).
Загадки на экономическую тему.
Материал: лепбук «Игротека Рублика».
Беседа по сказке К. И. Чуковского «Муха – цокотуха».
7. Реклама
Цель: выявить знания детей о рекламе
Дидактическая игра «Мир рекламы»
Материал: различные рекламные материалы – газеты, шапочкибейсболки, календарики, ручки, футболки, рекламные проспекты.
Методика оценивания:
Высокий уровень (3 балла) – самостоятельно справляется с заданием.
Средний уровень (2 балла) – с заданием справляется с помощью
педагога.
Низкий уровень (1 балл) – с заданием не справляется.
31

Уровни усвоения программы (по А. А. Шатовой)
Высокий: Ребенок самостоятельно пользуется моделью трудового
процесса как средством познания трудовой деятельности взрослых. Владеет
речью-доказательством, верно, обосновывает ценность каждого вида труда.
Проявляет устойчивый интерес к труду взрослых, стремление оказать
посильную помощь. Понимает товар как продукт труда, имеющий цену,
зависящую от качества. Проявляет бережливость, аккуратность, начала
рационального поведения. Испытывает чувство вины за поломку игрушек,
стремиться устранить свою оплошность.
Средний:
Ребенок имеет представление о значимости разных
профессий, устанавливает связи между разными видами труда. Осознает
назначение денег. Стремится аргументировать свои суждения. Может
объяснить, чем заняты родители, в чем ценность их труда, имеет
элементарное представление о семейном бюджете. Интерес к труду взрослых
устойчив. Понимает товар как продукт труда, имеющий цену. Владеет
обобщенными представлениями о качествах хозяина (бережливость,
аккуратность). Проявляет беспокойство в связи с поломкой игрушек,
меняется игрушками со сверстниками.
Низкий: Нечеткое представление о трудовом процессе. Ребенок знает
названия некоторых профессий, но затрудняется в раскрытии значимости
разных видов труда, установлении связи между ними. Отношение к деньгам
не отличается осознанностью. Познавательное отношение к труду не
устойчивое. Не осознает товар, как продукт труда, имеющий цену. Имеет
нечеткое представление о качествах хозяина (бережливость, аккуратность).
Не выражает сожаления по поводу сломанных игрушек, вещей. Не делится со
сверстниками.

32

№
п/
п

Фамилия, имя
ребѐнка

Потребнос
ть
1

2

Труд
/профессии
1

2

3

Товар

1

2

Деньги

3

1

2

Семейный
бюджет
3

1

2

3

Экономика

Реклама

1

1

2

2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Методика оценивания:
Высокий уровень (3 балла) – самостоятельно справляется с заданием
Средний уровень (2 балла) – с заданием справляется с помощью педагога
Низкий уровень (1 балл) – с заданием не справляется

33

Список литературы
1. Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для
детей. Банк Хоум кредит;
2. Книжка-раскраска для дошкольников/ Министерство финансов
Калининградской
области
–
электронный
ресурс:
https://www.fingram39.ru/upload/iblock/44e/44e1e34705398d818
ca0462
8236bef1b.pdf;
3. Комикс «История о рублике и его друзьях»/ Министерство
финансов
Калининградской
области
–
электронный
ресурс:
https://www.fingram39.ru/upload/iblock/918/9182ae2359acfa3fd1c2069d
8a466a78.pdf;
4. Методические рекомендации для педагогических работников по
реализации основной образовательной программы дошкольного
образования в части экономического воспитания дошкольников. Москва,
Минпросвещение России, 2019;
5. Методические рекомендации к книжке - раскраске для старших
дошкольников/ Министерство финансов Калининградской области –
электронный
ресурс:
https://www.fingram39.ru/upload/iblock/cc6/cc62f9ae54cb43a0e6dc2253
329144b4.pdf;
6. Попова Т. Откуда берутся деньги. М.: Настя и Никита, 2021;
7. Путешествие в мир финансов. Сборник занимательных задач и
ребусов для детей на основе примерной парциальной образовательной
программы дошкольного образования для детей 5 -7 лет, Министерство
просвещения РФ, Банк России;
8. Сборник демонстрационных материалов на основе примерной
парциальной образовательной программы дошкольного образования для
детей 5-7 лет, Экономическое воспитание дошкольников: формирование
предпосылок финансовой грамотности Министерство просвещения РФ,
Банк России;
9. Сборник методических материалов на основе примерной
парциальной образовательной программы дошкольного образования для
детей 5 -7 лет, Экономическое воспитание дошкольников: формирование
предпосылок финансовой грамотности, Министерство образования и
науки РФ, Банк России;
10. Шатова, А.Д. Экономика для взрослых и детей. Сборник.- М.:
ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.-240с;
11. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебнометодическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005. - 256с.
12. Шорыгина, Т.А. Беседы об профессиях: Методическое пособие . М.: ТЦ Сфера, 2015;
34

13. Шорыгина, Т.А. Беседы об экономике: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2021;
14. Экономическое воспитание дошкольников: формирование
предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная
образовательная программа дошкольного образования для детей 5-7 лет.
Министерство просвещения РФ, Банк России.
15. Интернет-ресурсы:
- www.cbr.ru – официальный сайт Банка России;
- fincult.info – сайт Банка России по финансовой грамотности
«Финансовая культура»;
- минобрнауки.рф – официальный сайт Министерства образования и
науки Российской Федерации;
- вашифинансы.рф – сайт национальной программы повышения
финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами»;
https://bobrenok.oc3.ru/
интерактивный
развлекательнопросветительский мульт-сериал «Богатый бобренок».
16. Обучающий видеоконтент:
- Серия видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»: Азбука денег
тетушки Совы - Что такое деньги? - https: //www.youtube.
com/watch?v=hpm8_ gq4O-0;
- Азбука денег тетушки Совы - Умение экономить. - https:
//www.youtube. com/watch?v=oVPDDhFmY GE;
- Азбука денег тетушки Совы - Семейный бюджет. https://www.youtube.com/watch?v=F 5n821NyBRM;
- Азбука денег тетушки Совы - Карманные деньги. - https:
//www.youtube. com/watch?v=cYKxE2otjKc;
- Азбука денег тетушки Совы - Потребности и возможности. - https:
//www.youtube. com/watch?v=lRoUskvn4E4;
- Азбука денег тетушки Совы - Мои домашние питомцы. - https:
//www.youtube. com/watch?v=7xldl gLTykU;
- Азбука денег тетушки Совы - Работа и зарплата https://www.youtube.com/watch?v=- o9X6QZwEKs;
-Мультфильм
Фиксики
Деньги
https://www.youtube.com/watch?v=MvoUp2hUSQ;
- Караваев В. «Зайчонок и муха», 1977 «Все профессии нужны, все
профессии важны» (мультфильм-песенка для малышей);
- Союз мультфильм: «Так сойдет», «Пятачок», «Вершки и корешки»,
«Сказка про лень» Мультсериал «Навигатум»: «Профессия Ветеринар»,
«Детский стоматолог».

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».