Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ "Детский сад №3"
Описание образовательной программы
Образовательная программа дошкольного
образования МБДОУ «Детский сад №3» (далее – Программа) разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрауки от 17.10.2013
года №1155 (далее – ФГОС ДО) и федеральной образовательной программы
дошкольного образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 25.11.2022
года № 1028и (далее – ФОП ДО).
Цель Программы - разностороннее
развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня
развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими
образовательных программ начального общего образования, на основе
индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей
дошкольного возраста видов деятельности на основе духовно-нравственных
ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Задачи Программы:
1) обеспечение
единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов
освоения образовательной программы ДО;
2) охрана
и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
3) приобщение
детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям
российского народа – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный
труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая
память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий
для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта
действий и поступков на основе осмысления ценностей;
4) обеспечение
равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период
дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка,
социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе
ограниченных возможностей здоровья), с учетом разнообразия образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей;
5) создание
благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и
творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой,
другими детьми, взрослыми и миром;
6) объединение
обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
7) формирование
общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни,
обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ
патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка,
его инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование
предпосылок учебной деятельности;
8) формирование
социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным,
психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечение
психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей
(законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей;
10) обеспечение
преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального
общего образования;
11) достижение
детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для
успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Программа включает три основных
раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой
раздел |
Включает
в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы.
Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров
образования в раннем детстве, целевых ориентиров дошкольного образования,
которые представляют собой социально – нормативные возрастные характеристики
возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Также входят подходы к проведению педагогической диагностики достижений
планируемых результатов и значимые для разработки и реализации Программы
характеристики – особенности развития детей |
Содержательный
раздел |
Включает
задачи и содержание образовательной деятельности для всех возрастных групп по
пяти образовательным областям. Также в разделе описаны: -
формы, способы, методы реализации Программы; -
особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; -
способы поддержки детской инициативы; -
взаимодействие педагогического коллектива с семьями; -
коррекционно – развивающая работа; -
рабочая программа воспитания. |
Организационный
раздел |
Включает: -
психолого – педагогические условия реализации Программы; -
особенности организации развивающей предметно – пространственной среды
(РППС); -
Материально – техническое обеспечение Программы и обеспеченность методическими
материалами и средствами обучения и воспитания; -
перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений
для реализации Программы; -
кадровое обеспечение; -
режим и распорядок дня в возрастных группах; -
календарный план воспитательной работы. |
Организация
режима пребывания детей в МБДОУ «Детский сад №3»
МБДОУ «Детский сад №3» |
с 7:30 до 18:00 |
10,5 часов |
Филиал №1 - «Детский сад п.г.т.
Шаля» |
с 7:30 до 18:00 |
10,5 часов |
Филиал №2 - «Детский сад п.
Вогулка» |
с 7:30 до 18:00 |
10,5 часов |
Филиал №4 - «Детский сад п.
Шамары» |
с 7:30 до 18:00 |
10,5 часов |
Филиал №5 - «Детский сад д. Гора» |
с 8:00 до 17:00 |
9 часов |
Филиал №6 - «Детский сад с.
Платоново» |
с 7:30 до 17:00 |
9,5 часов |
Филиал №7 - «Детский сад с. Роща» |
с 8:00 до 17:00 |
9 часов |
Филиал №8 - «Детский сад с. Сылва» |
с 7:30 до 18:00 |
10,5 часов |
Филиал №9 - «Детский сад п. Сарга» |
с 7:30 до 18:00 |
10,5 часов |
Филиал №10 - «Детский сад п.
Сабик» |
с 8:00 до 17:00 |
9 часов |
Филиал №11 - «Детский сад п.г.т.
Шаля» |
с 7:30 до 18:00 |
10,5 часов |
Выходные дни - суббота,
воскресенье и праздничные дни. |
Работа по реализации Программы
проводится в течение года и делится на два периода:
- «холодный» - с 01 сентября по 31 мая;
- «теплый» - с 01 июня по 31 августа.
Организация жизни детей опирается на
определенный суточный режим, который представляет собой рациональное
чередование отрезков сна и бодрствования в соответствии с физиологическими
обоснованиями. При организации режима учитываются рекомендации СанПиН и СП,
видовая принадлежность детского сада, сезонные особенности, а также
региональные рекомендации специалистов в области охраны и укрепления здоровья
детей.
Режим дня составлен для каждой
возрастной группы на холодный и теплый периоды. Учтены функциональные
возможности детей, а также ведущий вид деятельности – игра. Кроме того,
учитывается потребность родителей (законных представителей) в гибком режим
пребывания детей в МБДОУ «Детский сад №3», особенно в период адаптации.
Возрастные
и иные категории детей, на которых ориентирована Программа
Организация образовательного процесса
имеет следующие особенности:
1.
В
МБДОУ «Детский сад №3» функционируют 46 возрастных групп
Возрастная
группа |
Количество |
МБДОУ
«Детский сад №3» |
|
II
группа раннего возраста |
1 |
Младшая
группа |
1 |
Средняя
группа |
1 |
Старшая
группа |
2 |
Подготовительная
к школе группа |
1 |
Филиал №1 –
«Детский сад п.г.т. Шаля» |
|
II
группа раннего возраста |
1 |
Младшая
группа |
1 |
Средняя
группа |
1 |
Старшая
группа |
1 |
Подготовительная
к школе группа |
2 |
Филиал №2 –
«Детский сад п. Вогулка» |
|
I
разновозрастная
группа (2 – 5 лет) |
1 |
II
разновозрастная группа (5 – 7 лет) |
1 |
Филиал №4 –
«Детский сад п. Шамары» |
|
II
группа раннего возраста |
2 |
Младшая
группа |
1 |
Средняя
группа |
2 |
Старшая
группа |
1 |
Подготовительная
к школе группа |
1 |
II группа
раннего возраста (2 – 3 года) |
1 |
Младшая –
средняя разновозрастная группа (3 – 5 лет) |
1 |
Старшая –
подготовительная к школе группа (5 – 7 лет) |
1 |
Филиал №6 –
«Детский сад с. Платоново» |
|
II группа
раннего возраста (2 – 3 года) |
1 |
Средняя
разновозрастная группа (3 – 5 лет) |
1 |
Старшая
разновозрастная группа (5 – 7 лет) |
1 |
Филиал №7 –
«Детский сад с. Роща» |
|
II группа
раннего возраста (2 – 3 года) |
1 |
Младшая –
средняя разновозрастная группа (3 – 5 лет) |
1 |
Старшая –
подготовительная к школе группа (5 – 7 лет) |
1 |
Филиал №8 –
«Детский сад с. Сылва» |
|
II
группа раннего возраста |
2 |
Младшая
группа |
1 |
Средняя
группа |
1 |
Старшая
группа |
1 |
Подготовительная
к школе группа |
1 |
Филиал №9 –
«Детский сад п. Сарга» |
|
I разновозрастная
группа (2 – 5 лет) |
1 |
II
разновозрастная группа (5 – 7 лет) |
1 |
Филиал №10 –
«Детский сад п. Сабик» |
|
Разновозрастная
группа (2 – 7 лет) |
1 |
Филиал №11 –
«Детский сад п.г.т. Шаля» |
|
II
группа раннего возраста |
1 |
Младшая
группа |
1 |
Средняя
группа |
2 |
Старшая
группа |
1 |
Подготовительная
к школе группа |
2 |
2.
действует
система физкультурно – оздоровительной работы;
3.
используется
региональный компонент в образовательном процессе;
4.
функционирует
система медико – психолого – педагогического сопровождения детей; используется
модель личностно – ориентированного подхода при взаимодействии взрослого и
ребенка;
5.
возможна
реализация Программы с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
В соответствии
с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО Программа состоит из обязательной части и
части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе эти части
Программы являются взаимодополняющими.
Обязательная
часть Программы разработана в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО.
Часть,
формируемая участниками образовательных отношений, представлена:
-
образовательной программой дошкольного образования «СамоЦвет» ГАОУ ДПО СО «ИРО»;
- парциальной
образовательной программой для детей дошкольного возраста «Мир без опасности»
И.А. Лыковой.
Содержание
Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в
различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы,
представляющие определенные направления развития и образования детей (далее –
образовательные области):
- социально –
коммуникативное развитие;
-
познавательное развитие;
- речевое
развитие;
- художественно
– эстетическое развитие;
- физическое
развитие.
Характеристика взаимодействия педагогического
коллектива с семьями обучающихся МБДОУ «Детский сад №3»
Главными целями
взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся дошкольного
возраста являются:
- обеспечение психолого-педагогической
поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей)
в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого,
раннего и дошкольного возрастов;
- обеспечение
единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях Детского сада и
семьи;
- повышение
воспитательного потенциала семьи.
Достижение этих
целей должно осуществляться через решение основных задач:
- информирование
родителей (законных представителей) и общественности относительно целей ДО,
общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах
господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об
образовательной программе, реализуемой в МБДОУ «Детский сад №3»;
- просвещение
родителей (законных представителей), повышение их правовой,
психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления
здоровья, развития и образования детей;
- способствование
развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы
благополучия семьи;
- построение
взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с
родителями (законными представителями) детей младенческого, раннего и
дошкольного возраста для решения образовательных задач;
- вовлечение
родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
В основу
совместной деятельности семьи и МБДОУ «Детский сад №3» заложены следующие
принципы:
- приоритет
семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка;
- открытость;
- взаимное
доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и
родителей (законных представителей);
- индивидуально
– дифференцированный подход к каждой семье;
-
возрастосообразность.
Взаимодействие
с родителями (законными представителями) строится по следующим направлениям:
Направления
|
Содержание
работы |
Диагностико – аналитическое
направление |
Включает получение и анализ данных: - о семье каждого обучающегося, ее
запросах в отношении охраны здоровья и развития ребенка; - об уровне психолого –
педагогической компетентности родителей (законных представителей); - планирование работы с семей с
учетом результатов проведенного анализа; - согласование воспитательных задач. |
Просветительское направление |
Просвещение родителей (законных
представителей) по вопросам: - особенностей психофизиологического
и психологического развития детей раннего и дошкольного возраста; - выбора эффективных методов обучения
и воспитания детей определенного возраста; - ознакомления с актуальной
информацией о государственной политике в области дошкольного образования,
включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного
возраста; - информирование об особенностях
реализуемой Программы; - условий пребывания ребенка в группе; - содержания и методов
образовательной работы с детьми. |
Консультационное направление |
Консультирование родителей (законных
представителей): - по вопросам их
взаимодействия с ребенком, преодоления возникающих проблем воспитания и
обучения детей, в том числе с особыми образовательными потребностями в
условиях семьи; - об особенностях поведения и
взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогами; - о возникающих проблемных ситуациях; - о способах воспитания и построения
продуктивного взаимодействия с детьми раннего и дошкольного возраста; - о способах организации и участия в
детских деятельностях, об образовательном процессе и др. |
Важный момент в
формировании традиций МБДОУ «Детский сад №3» - совместное проведение
праздников, спортивных соревнований. Ежегодно проводятся мероприятия, в которых
родители (законные представители) принимают активное участие.
Основные практические формы взаимодействия МБДОУ
«Детский сад №3» с семьями
Этапы
|
Формы
|
Знакомство с семьей |
Встречи – знакомства, анкетирование |
Информирование родителей (законных
представителей) о ходе образовательной деятельности |
Дни открытых дверей, индивидуальные и
групповые консультации, родительские собрания, информационные стенды,
памятки, сайт МБДОУ «Детский сад №3», организация выставок детского
творчества, приглашение родителей (законных представителей) на утренники |
Просвещение родителей (законных
представителей) |
Мастер – классы, семинары, тренинги |
Совместная деятельность |
Привлечение родителей (законных
представителей) к участию в занятиях, акциях, экскурсиях, конкурсах,
субботниках, в детской исследовательской и проектной деятельности |
Благодаря
разностороннему взаимодействию МБДОУ «Детский сад №3» с родителями (законными
представителями) повышается качество образовательного процесса и происходит
сближение всех участников образовательного процесса, развивается творческий
потенциал детей и нереализованный потенциал взрослых.