Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ "Детский сад №3"

Описание образовательной программы

Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №3» (далее – Программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрауки от 17.10.2013 года №1155 (далее – ФГОС ДО) и федеральной образовательной программы дошкольного образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 25.11.2022 года № 1028и (далее – ФОП ДО).

Цель Программы - разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

Задачи Программы:

1)         обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;

2)         охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

3)         приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;

4)         обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья), с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

5)         создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

6)         объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

7)         формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;

8)         формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9)         обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

10)       обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования;

11)       достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел

Включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы. Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров образования в раннем детстве, целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Также входят подходы к проведению педагогической диагностики достижений планируемых результатов и значимые для разработки и реализации Программы характеристики – особенности развития детей

Содержательный раздел

Включает задачи и содержание образовательной деятельности для всех возрастных групп по пяти образовательным областям. Также в разделе описаны:

- формы, способы, методы реализации Программы;

- особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

- способы поддержки детской инициативы;

- взаимодействие педагогического коллектива с семьями;

- коррекционно – развивающая работа;

- рабочая программа воспитания.

Организационный раздел

Включает:

- психолого – педагогические условия реализации Программы;

- особенности организации развивающей предметно – пространственной среды (РППС);

- Материально – техническое обеспечение Программы и обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания;

- перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Программы;

- кадровое обеспечение;

- режим и распорядок дня в возрастных группах;

- календарный план воспитательной работы.

 

Организация режима пребывания детей в МБДОУ «Детский сад №3»

 

МБДОУ «Детский сад №3»

с 7:30 до 18:00

10,5 часов

Филиал №1 - «Детский сад п.г.т. Шаля»

с 7:30 до 18:00

10,5 часов

Филиал №2 - «Детский сад п. Вогулка»

с 7:30 до 18:00

10,5 часов

Филиал №4 - «Детский сад п. Шамары»

с 7:30 до 18:00

10,5 часов

Филиал №5 - «Детский сад д. Гора»

с 8:00 до 17:00

9 часов

Филиал №6 - «Детский сад с. Платоново»

с 7:30 до 17:00

9,5 часов

Филиал №7 - «Детский сад с. Роща»

с 8:00 до 17:00

9 часов

Филиал №8 - «Детский сад с. Сылва»

с 7:30 до 18:00

10,5 часов

Филиал №9 - «Детский сад п. Сарга»

с 7:30 до 18:00

10,5 часов

Филиал №10 - «Детский сад п. Сабик»

с 8:00 до 17:00

9 часов

Филиал №11 - «Детский сад п.г.т. Шаля»

с 7:30 до 18:00

10,5 часов

Выходные дни - суббота, воскресенье и праздничные дни.

 

Работа по реализации Программы проводится в течение года и делится на два периода:

- «холодный» - с 01 сентября по 31  мая;

- «теплый» - с 01 июня по 31 августа.

Организация жизни детей опирается на определенный суточный режим, который представляет собой рациональное чередование отрезков сна и бодрствования в соответствии с физиологическими обоснованиями. При организации режима учитываются рекомендации СанПиН и СП, видовая принадлежность детского сада, сезонные особенности, а также региональные рекомендации специалистов в области охраны и укрепления здоровья детей.

Режим дня составлен для каждой возрастной группы на холодный и теплый периоды. Учтены функциональные возможности детей, а также ведущий вид деятельности – игра. Кроме того, учитывается потребность родителей (законных представителей) в гибком режим пребывания детей в МБДОУ «Детский сад №3», особенно в период адаптации.

 

Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа

 

Организация образовательного процесса имеет следующие особенности:

1.      В МБДОУ «Детский сад №3» функционируют 46 возрастных групп

Возрастная группа

Количество

МБДОУ «Детский сад №3»

II группа раннего возраста

1

Младшая группа

1

Средняя группа

1

Старшая группа

2

Подготовительная к школе группа

1

Филиал №1 – «Детский сад п.г.т. Шаля»

II группа раннего возраста

1

Младшая группа

1

Средняя группа

1

Старшая группа

1

Подготовительная к школе группа

2

Филиал №2 – «Детский сад п. Вогулка»

I разновозрастная группа (2 – 5 лет)

1

II разновозрастная группа (5 – 7 лет)

1

Филиал №4 – «Детский сад п. Шамары»

II группа раннего возраста

2

Младшая группа

1

Средняя группа

2

Старшая группа

1

Подготовительная к школе группа

1

Филиал №5 – «Детский сад д. Гора»Хочу такой сайт

II группа раннего возраста (2 – 3 года)

1

Младшая – средняя разновозрастная группа (3 – 5 лет)

1

Старшая – подготовительная к школе группа (5 – 7 лет)

1

Филиал №6 – «Детский сад с. Платоново»

II группа раннего возраста (2 – 3 года)

1

Средняя разновозрастная группа (3 – 5 лет)

1

Старшая разновозрастная группа (5 – 7 лет)

1

Филиал №7 – «Детский сад с. Роща»

II группа раннего возраста (2 – 3 года)

1

Младшая – средняя разновозрастная группа (3 – 5 лет)

1

Старшая – подготовительная к школе группа (5 – 7 лет)

1

Филиал №8 – «Детский сад с. Сылва»

II группа раннего возраста

2

Младшая группа

1

Средняя группа

1

Старшая группа

1

Подготовительная к школе группа

1

Филиал №9 – «Детский сад п. Сарга»

I разновозрастная группа (2 – 5 лет)

1

II разновозрастная группа (5 – 7 лет)

1

Филиал №10 – «Детский сад п. Сабик»

Разновозрастная группа (2 – 7 лет)

1

Филиал №11 – «Детский сад п.г.т. Шаля»

II группа раннего возраста

1

Младшая группа

1

Средняя группа

2

Старшая группа

1

Подготовительная к школе группа

2

2.      действует система физкультурно – оздоровительной работы;

3.      используется региональный компонент в образовательном процессе;

4.    функционирует система медико – психолого – педагогического сопровождения детей; используется модель личностно – ориентированного подхода при взаимодействии взрослого и ребенка;

5.    возможна реализация Программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

 

В соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе эти части Программы являются взаимодополняющими.

Обязательная часть Программы разработана в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена:

- образовательной программой дошкольного образования «СамоЦвет» ГАОУ ДПО СО «ИРО»;

- парциальной образовательной программой для детей дошкольного возраста «Мир без опасности» И.А. Лыковой.

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области):

- социально – коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно – эстетическое развитие;

- физическое развитие.

 

Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся МБДОУ «Детский сад №3»

 

Главными целями взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся дошкольного возраста являются:

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;

- обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях Детского сада и семьи;

- повышение воспитательного потенциала семьи.

Достижение этих целей должно осуществляться через решение основных задач:

- информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в МБДОУ «Детский сад №3»;

- просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;

- способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;

- построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями (законными представителями) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач;

- вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.

В основу совместной деятельности семьи и МБДОУ «Детский сад №3» заложены следующие принципы:

- приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка;

- открытость;

- взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей (законных представителей);

- индивидуально – дифференцированный подход к каждой семье;

- возрастосообразность.

Взаимодействие с родителями (законными представителями) строится по следующим направлениям:

Направления

Содержание работы

Диагностико – аналитическое направление

Включает получение и анализ данных:

- о семье каждого обучающегося, ее запросах в отношении охраны здоровья и развития ребенка;

- об уровне психолого – педагогической компетентности родителей (законных представителей);

- планирование работы с семей с учетом результатов проведенного анализа;

- согласование воспитательных задач.

Просветительское направление

Просвещение родителей (законных представителей) по вопросам:

- особенностей психофизиологического и психологического развития детей раннего и дошкольного возраста;

- выбора эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста;

- ознакомления с актуальной информацией о государственной политике в области дошкольного образования, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста;

- информирование об особенностях реализуемой Программы;

- условий пребывания ребенка в группе;

- содержания и методов образовательной работы с детьми.

Консультационное направление

Консультирование родителей (законных представителей):  - по вопросам их взаимодействия с ребенком, преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с особыми образовательными потребностями в условиях семьи;

- об особенностях поведения и взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогами;

- о возникающих проблемных ситуациях;

- о способах воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми раннего и дошкольного возраста;

- о способах организации и участия в детских деятельностях, об образовательном процессе и др.

 

Важный момент в формировании традиций МБДОУ «Детский сад №3» - совместное проведение праздников, спортивных соревнований. Ежегодно проводятся мероприятия, в которых родители (законные представители) принимают активное участие.

Основные практические формы взаимодействия МБДОУ «Детский сад №3» с семьями

Этапы

Формы

Знакомство с семьей

Встречи – знакомства, анкетирование

Информирование родителей (законных представителей) о ходе образовательной деятельности

Дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, информационные стенды, памятки, сайт МБДОУ «Детский сад №3», организация выставок детского творчества, приглашение родителей (законных представителей) на утренники

Просвещение родителей (законных представителей)

Мастер – классы, семинары, тренинги

Совместная деятельность

Привлечение родителей (законных представителей) к участию в занятиях, акциях, экскурсиях, конкурсах, субботниках, в детской исследовательской и проектной деятельности

 

Благодаря разностороннему взаимодействию МБДОУ «Детский сад №3» с родителями (законными представителями) повышается качество образовательного процесса и происходит сближение всех участников образовательного процесса, развивается творческий потенциал детей и нереализованный потенциал взрослых.

ОП ДО МБДОУ "Детский сад №3" Документ подписан электронной подписью Серийный номер 137622854052821891335385229251363049582770235101 Директор/Заведующий Давыдова Елена Валериевна Дата подписания документа 10.09.2024 12:13:42 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».